Психопрактика

Психология комплексов

Блог

Блог "Суть жизни человека, или Психология комплексов"

Гендер

Пол человека или пол-человека?"

Философия

Виды свободы

Архив статей

Когнитивная наука

Искусственный интеллект

Психофизиология

Психофизиологическая экспертиза

Арт-терапия

М.Бахтин: теория карнавала

Мужские комплексы

Мужские комплексы

Суть жизни человека, или Психология комплексов

ПЕРВЫЙ ПОСТ » 2013 » Декабрь » 20 » Русская национальная самоидентификация и экзистенциализм
12:14
Русская национальная самоидентификация и экзистенциализм

 
  Когда я общаюсь с иностранцами - поклонниками Достоевского или Тарковского (чаще это итальянцы или французы) - моя позиция как носителя языка, плюс мое цивилизованное уважение к русским гениям заставляют меня отыскивать в себе то изначально великорусское, которое, живя (и даже родившись) за пределами России, обычно не замечаешь.
  С точки зрения когнитивной науки, национальная идентичность - один из фреймов (т.е. граней, составляющих) сложного концепта под названием "Кто я и что я?". В разные периоды жизни, при разных обстоятельствах, в разных сообществах мы по-разному его репрезентуем. Национальная идентичность связана с нашими яркими воспоминаниями - мультфильмами, игрушками, запахами, едой, школой, утренниками, праздниками, религиозными учреждениями... То, принадлежим ли мы к определенному культурно-этническому пространству или нет, во многом связано с характером самой национальной идеи и способом ее внушения (нейро-лингвистического программирования) - от предоставления нам свободного выбора до фанатичного вдалбливания.
  И все же, как бы нас ни воспитывали, - какой русский не слышал о том, что у него широкая душа? Когда европеец со свойственной ему деликатностью и дежурной европейской улыбкой, занимающей промежуточное место между притворной и искренней, спрашивает меня о Достоевском, я невольно вспоминаю (вспышка в подсознании), что у меня, наверное, тоже широкая душа, что я, наверное, щедрый, терпеливый, добрый и, скорее всего, немного наивный, что у многих русских широкие лица и несколько смущенные взгляды, и, - что странно, - если не нацепить на себя маску особого уникультурного этикета, то ты - русский - будешь выглядеть не как колоритный носитель самобытной культуры, а... как большой неуклюжий медведь.
  Ну, во-первых, выходцев из этих суровых бескрайних земель, где и олени, и Раскольников, и Наташа Ростова, и покорение космоса, и прочие чудеса, трудно воспринимать как этнического нацмена. Во-вторых, этот дикий, не отмеченный географами на карте (весь мир уверен, что там, у славян, - край земли) - этакий безразмерный лимб между понятной и родной Европой и экзотично-затрепанной Азией - он, все-таки, туманен, сумрачен, сколько ни вглядывайся, сколько матрешек ни выуживай... В-третьих, все было бы просто, если бы оставить космос, просторы, оленей, наивность, да даже и смущенный взгляд - черт с ним! - но убрать бы хоть этих Гоголей, Достоевских, Толстых, Чеховых, Станиславских... Это не кокетство, не хвастовство - это вопрос. Почему такое огромное скопление утонченностей? Ну пусть были бы Флоберы, Диккенсы - тоже ведь недурно, так нет же - Толстой, да еще многократно!
  А чтобы понять русских, надо в унисон им задать себе те же вопросы:  где же Бог? Кто виноват? Что делать? Вина, действие, поиск Бога - важные составляющие человеческого бытия. Кьеркегор, Хайдеггер, Сартр, отвечая на эти вопросы, закономерно пришли к экзистенциализму, но экзистенциализм (он же, по словам Сартра, гуманизм - культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного западного человека), неожиданно набравший такой популярности в Европе (совпавшей с подъемом популярности русского), так и не прижился у них - даже не сформировался как философское учение. Не было быстрого ответа - и нет у них русского терпения ждать, когда он придет. 
 В таком случае, французский экзистенциализм прошлого века - это их не слишком удачная попытка понять, что чувствуют русские - этот странный, застрявший в вечной рефлексии и самоидентификации народ.
  И что же он чувствует? Какие мучительные образы исходят из его существования?
  Может быть, русские, славяне - это безразмерный туманный лимб, столь богатый своими Толстыми, Достоевскими - не случайность, не ошибка, не нелепость, а нормальное проявление человеческой сути, желание понять, познать себя? Не кажется ли вам, что все эти странные симптомы русской самоидентификации говорят как раз о том, что в данной культуре социальное, несмотря не многомиллионные потери, до сих пор еще не доминирует окончательно над личностным?
 
 
 
Просмотров: 621 | Добавил: AlexS | Теги: самоидентификация, РУССКАЯ, экзистенциализм, национальная, идентичность | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 21 2 »
avatar
1
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Ф.Тютчев
1-1 2-2
avatar

Форма входа

Поиск по сайту

"Я" и Социум

Взаимодействие человека и общества проблемы и перспективы"

Новое на сайте

Инфообщество

Человек в информационном обществе"

Загадки человека

Телепатия в будущем

Гендер

Психология феминизма"

Арт-терапия

Теория катарсиса

Отношения

Когда женщина боится мужчину

Новости блога

Семиотика

Фаллический символ

LI

Статистика