Клуб "Фант-ЮСАС" - Экзистенциальная психология и туризм

Психопрактика

Психология комплексов

Блог

Блог "Суть жизни человека, или Психология комплексов"

Гендер

Пол человека или пол-человека?"

Философия

Виды свободы

Архив статей

Когнитивная наука

Искусственный интеллект

Психофизиология

Психофизиологическая экспертиза

Арт-терапия

М.Бахтин: теория карнавала

Мужские комплексы

Мужские комплексы

Экзистенциальная психология и туризм

   Мацкевич Е. С.
 
 
 
 
 
 
 
   Недавно зашедший в гости друг с порога ошарашил меня вопросом: «Как ты решаешь экзистенциальные данности?». Я попыталась что-то ответить, но он уже не слушал меня: «Все равно твои решения мне не подходят!». Я объяснила ему, что эти вопросы – о четырех экзистенциальных конечных данностях (смерть, свобода, изоляция и бессмысленность) – каждый решает сам, и чужие ответы не помогают. «Но мне никто ничего не предлагает!» – обиженно заявил мой друг, из чего я сделала вывод, что он так меня и не услышал. Из моих проникновенных слов до него долетели, быть может, лишь какие-то буквы. Позже, отпоив его кофе и подождав, пока он успокоится, я предложила ему свою консультативную помощь, предупредив, что это занимает больше пяти минут и происходит не на пороге. Он обещал подумать, но больше пока к этому вопросу не возвращался. Видно, отлегло. Он предпочел не думать об этих ранящих вопросах, бессознательно медля с решением. Хотя каждый вынужден давать какие-то ответы на эти вечные вопросы бытия. Без этого просто невозможно жить дальше. А если ты ускользаешь от решений, откладываешь их, все чаще на тебя накатывают приступы, казалось бы, беспричинной тоски, и безотчетная тревога сжигает тебя изнутри. И тогда: «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора, подобный аглицкому сплину, короче – русская хандра им овладела понемногу…». Так вот, экзистенциальные психологи отыскали причину. Это столкновение человека с, как они их называют, конечными данностями бытия. Их всего четыре – смерть, свобода, изоляция и бессмысленность.
 
 
Смерть
 
Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность — смерть. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанем существовать. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Это ужасающая правда, которая наполняет нас "смертельным" страхом. Говоря словами Спинозы, "все сущее стремится продолжать свое существование"; противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить — это центральный экзистенциальный конфликт.
 
Свобода
 
Другая конечная данность, значительно менее очевидная, — это свобода. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. Не жаждет ли человек свободы и не стремится ли к ней на протяжении всей письменной истории человечества? Однако свобода как первичный принцип порождает ужас. В экзистенциальном смысле "свобода" — это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем). Это - причина комплексов. На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир — иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения "свобода" подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами — ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это также ключевая экзистенциальная динамика.
 
Экзистенциальная изоляция
 
Третья конечная данность— изоляция. Это не изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от частей собственной личности). Это фундаментальная изоляция — и от других созданий, и от мира, — скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.
 
Бессмысленность
 
Четвертая конечная данность существования — бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире — какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано — значит, каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.»
 
С этими конечными данностями можно столкнуться как со всеми вместе, так и по отдельности. Первые такие конфронтации происходят еще в детстве, но в большинстве своем не осознаются. Обычно осознавание начинается в старшем подростковом возрасте, тогда же даются и первые ответы. Иногда невозможность их разрешения и неспособность с этим смириться приводят к депрессиям и даже самоубийствам. Или человек просто перестает об этом думать, предпочитая закрыть глаза своей души. И так и жить – с закрытыми. Но здесь идет речь о людях, которые все же хотят смотреть и видеть, как бы это ни было больно. Условия экспериментальной площадки создаются наиболее благоприятными для того, чтобы люди, желающие разобраться с этими данностями и дать ответы на самые важные вопросы (Кто я? Куда я иду? Зачем? И т.п.) получали маскимально возможную помощь. Педагоги-инструкторы находят информацию из области человековедения и перекодируют ее для своих подопечных, обучая и мотивируя их к самостоятельным поискам. Паралельно с обучением молодежи педагоги пытаются и сами ответить на эти вопросы. Но многие из них, если и не все, часто откладывают свои решения и размышления «на потом», с головой погружаясь в работу со своими подопечными. И когда эти откладываемые проблемы все-таки требуют решения, молодые люди погружаются в депрессию, все валится из рук и, как ни пытаются скрыть это от других, но получается плохо, и подопечные в недоумении смотрят на своих печальных педагогов, не понимая, что с ними происходит. Каждый из таких нерешивших забивается в угол и предпочитает грустить в одиночку и заниматься самобичеванием вместо самопознания. И кажется, что ему уже никто и ничто не поможет. Он не может (или не хочет, или боится) обратиться к коллегам и друзьям за помощью, не понимая или не отдавая себе отчета, что все они бьются над решением тех же проблем. Но даже после разговора по душам с самым близким человеку почему-то не становится легче. Постепенно он понимает, что давать ответы каждому все же придется в одиночку. Он выходит на третью конечную данность – осознание экзистенциальной изоляции. Никто никогда не поймет тебя до конца, потому что он – не ты. Мы рождаемся и умираем в одиночку, даже если рядом присутствуют близкие. Эту данность, так же, как и другие, невозможно разрешить, а можно только принять. А для этого над ними надо приподняться мысленно и посмотреть на эти экзистенциальные противоречия с высоты. Во многом в этом помогают походы – эти превосходные экстремальные ситуации, в которых можно как столкнуться с этими данностями, так и найти свои ответы. Именно поэтому туризм является обязательной, очень важной и большой частью программы работы экспериментальной площадки. Только в походах главные вопросы человеческой жизни встают наиболее остро, но только там, в основном, и можно найти на них ответы. Собственно, на этих экзистенциальных и человековедческих поисках и строится программа походов. Конечно, индивидуальная и групповая работа в городе (занятия) тоже важна, но только в походах, особенно высокой категории сложности, можно создать уникальный комплекс условий для постановки и разрешения общечеловеческих проблем, экзистенциальных противоречий (тех самых описываемых конечных данностей).
 
В начале-середине августа для педагогов-инструкторов проводится специальный методический поход в горы Хибины на Кольский полуостров. Каждый из педагогов принимает участие во всех сферах подготовки, но особый упор делается на интеллектуальную. По одиночке или в небольших группах молодые люди делают свой «ежегодный отчет» по своей теме, над которой они работали и продолжают работать. Эти отчеты готовятся в традиционной форме вечерних занятий. Все темы лежат в круге интересов и вопросов, исследуемых в человековедении. Трое педагогов – дипломированный психолог Пивоваров А.М., Запоров А.В. и автор статьи филолог Мацкевич Е.С. – решили подготовить занятие по экзистенциальной психологии и ее предмету – четырем конечным данностям, т.к. заметили, что эти проблемы волнуют практически всех педагогов, идущих в поход. При подготовке использовалась книга знаменитого экзистенциального психотерапевта И. Ялома «Экзистенциальная психотерапия», лекция психолога Н.В. Гришиной по экзистенциальной психотерапии. На занятии мы зачитывали отрывки из этой книги и прослушали отрывок из уже упомянутой лекции. Целью занятия являлось ознакомление с предметом экзистенциальной психологии и тем самым поддержка размышляющих над этими вопросами людей в том, что они не одиноки в своих исканиях, что кто-то до них уже искал и даже находил ответы, а мы можем попытаться помочь друг другу в этом. Занятие строилось так – сначала наш только что получивший диплом психолог Пивоваров ознакомил слушателей с путем развития психологии от Фрейда до Ялома, потом я зачитала цитату из Ялома, уже приведенную в начале этой статьи. После этого мы послушали отрывок из телепередачи с участием профессора филологии Б.В. Аверина, где он говорит о своем мистическом опыте. Далее мы попросили слушателей задуматься и попытаться вспомнить свой мистический опыт, может быть, связанный с выходом на экзистенциальные конечные данности. По прошествии определенного времени желающие поделились своими воспоминаниями. У большинства они оказались связаны со столкновением и осознанием первой конечной данности – смерти. Встреча с нею происходит впервые, как правило, еще в детском возрасте. Внезапно мы осознаем, что смертны. Это вызывается либо смертью кого-то из близких или с угрозой собственной жизни и сопровождается большим эмоциональным потрясением, которое запоминается надолго. Вот это состояние и вспомнили слушатели. Эмоциональные опыт и вызванный им интерес мы поддержали теоретической информацией о четырех конечных данностях – отрывком из лекции Гришиной. В качестве иллюстрации нами были использованы рассказы Р. Бредбери «Ревун» ( о бесконечном одиночестве каждого живущего) и В. Гроссмана «Лось» ( о человеке, находящемся на пороге смерти и осмысляющем свою жизнь). Эти рассказы, написанные мастерами слова, вызвали в группе большой эмоциональный отклик.Последовавшие сразу на занятии и в течение двух-трех дней после него отзывы позволили нам надеяться на то, что люди задумались и осознали (если не понимали до этого), что их гложет, а также попытались найти пути к решению этих проблем.
 
Занятие было построено именно таким образом, поскольку сама по себе теоретическая информация не решает практически ничего, если не переживается и не проникает в сердца людей. Многие педагоги читали книгу Ялома и слушали вышеназванные рассказы, но только в соединении и в походной обстановке, характеризующейся повышенной сензитивностью, они дали какой-то эффект. Как известно, художественная литература пробивает барьеры в сознании людей, отсеивающие всю информацию, угрожающую или просто не совпадающую со сложившейся картиной мира. В походе же,в отрыве от привычной обстановки, человек наиболее открыт для восприятия и принятия новой информации. И существует большая вероятность, что она будет пережита и, возможно, применена в жизнь. Особенно если она актуальна. А об актуальности этой информации, ставшей предметом занятия, речь уже шла.
 
В походах мы, бывает, смотрим в лицо смерти или ощущаем ее близкое дыхание, сталкиваясь, таким образом, с первой конечной данностью. С ней, как уже было отмечено, человек встречается наиболее часто. Но и вторая конечная данность – свобода и связанная с ней ответственность – тоже актуальна для всех занимающихся по программе экспериментальной площадки (как, впрочем, вообще для всех людей, но мы делаем на этих данностях особый упор). Понять и принять, что ты свободен и ответственен за свою жизнь, ты и только ты, а не кто-то извне или сложившиеся обстоятельства (а их, как отмечают экзистенциалисты, ты выбираешь сам), очень трудно и неприятно даже для взрослых людей, не говоря уж о подростках. Но только поняв это, можно действительно помогать другим. Третью данность – осознание своей экзистенциальной изоляции – мы особенно остро ощущаем скорее в городских условиях, где все-таки больше отделены друг от друга, чем в походе, где в группе возникает иллюзия полного слияния. Тем острее ты вдруг в какой-то момент начинаешь ощущать, а потом и осознавать, что даже твои самые близкие люди не могут понять тебя до конца, так как каждый человек уникален. Каждый плывет по океану жизни в отдельной лодке с маленьким фонариком (этот образ приводит в своей книге Ялом), и мы можем только сближаться и видеть рядом плывущие лодки. В походе, в группе это сближение максимально. Исследованию четвертой конечной данности – вопросу о бессмысленности мира и жизни – посвящена большая часть программы человековедения, входящей в программу работы экспериментальной площадки. Об этом идет и будет идти речь в других статьях, а эту позвольте считать законченной, хотя тема экзистенциальной психологии и туризма еще далеко не закрыта, а только начинает разрабатываться.
 

Форма входа

Поиск по сайту

"Я" и Социум

Взаимодействие человека и общества проблемы и перспективы"

Новое на сайте

Инфообщество

Человек в информационном обществе"

Загадки человека

Телепатия в будущем

Гендер

Психология феминизма"

Арт-терапия

Теория катарсиса

Отношения

Когда женщина боится мужчину

Новости блога

Семиотика

Фаллический символ

LI

Статистика