Человек и робот
 
 • А.Соловьев отвечает на вопросы режиссера научно-популярного фильма о роботах и искусственном интеллекте (телеканал "Интер")
  
 
 И.М. Часто роботов делают похожими на людей, хотя для выполнения какой-то работы машинам не обязательно ходить на ногах и иметь руки. Зачем это делают?
 
 А.С.  Робота выдумал писатель, а не инженер. Он имел в виду человекообразную машину, наделенную интеллектом. Робот, придуманный Чапеком, был и остается брендом, в который теперь рядится и персонаж кинобоевиков, и японское бытовое устройство. 
   Чапек дал роботу только имя. Сам искусственный человек существует в воображении  человечества на протяжении тысячелетий. Его создало извечное стремление к совершенству, желание сотворить человека идеального. 
   Нам  легче отождествиться с умным роботом-андроидом, сопереживать ему, мы готовы простить ему даже нефункциональность и неоправданное человекоподобие, а художнику-футурологу в свою очередь проще обмануть нас, изобразив перед нами андроида.
   История роботов связана с потребностями человека. По сути, роботы - это полезные машины с конечностями-манипуляторами, они выпускаются десятками тысяч, мы не замечаем их, и так же не будем замечать бытовых роботов, которые скоро войдут в нашу жизнь. Это будут роботы-пылесосы или роботы-посудомойки, а вовсе не ходячие манекены как у Филиппа Дика. Робот-грузчик - вот, что нам нужно. Ему совершенно незачем быть похожим на нас. Напротив, бытовой робот с человеческим лицом будет вызывать скорее чувство страха, чем забавлять нас, это научно доказанный факт. 
   И все же, имея у себя на кухне безликого робота-раба, мы по-прежнему будем мечтать о других роботах - мыслящих, понимающих, которым тело, лицо, глаза будут необходимы как средство общения. Робот умный - наша детская фантазия.
  Вот почему, когда мы задумываемся о будущем, часто задаем себе вопрос: будут ли роботы когда-нибудь очеловечены? 

 
 И.М. Привязанность людей к роботам. Насколько она реальна? И насколько возможна замена роботами умерших близких?
 
  А.С. Люди издревле склонны к фетишизму. Они легко привыкают к вещи, способны мистифицировать ее и даже поклоняться ей. Мы любим старые свитера, кресла, тапки. Наши детские игрушки вызывают в нас приятные воспоминания. Мы привязываемся к машинам, электронным устройствам, инструментам. Бытовые роботы не исключение. Почему бы производителю не вписать в программу робота принцип игры тамагочи? Робот обслуживает меня, я ухаживаю за роботом. Возникает иллюзия отношений. Производитель найдет массу способов эту иллюзию усилить, дабы сделать товар привлекательнее.
   Однако вопрос замены роботами умерших слишком деликатен. Психически здоровый человек, скорее всего, сочтет бессмысленным, аморальным и опасным разыгрывать любовь к заводной кукле. 
 
И.М. Эмоции и чувства у роботов - инстинкт самосохранения, чувство долга, любовь, нежность, привязанность, чувство юмора, желание признания, - насколько появление всего этого вероятно у роботов будущего?
 
  А.С. Интеллект робота строго ограничен – это программа, необходимая для выполнения поставленной задачи. По сути, робот – это раб, низшая каста. Единственная цель –  служение хозяину. 
   Тысячи лет сильные мира сего следили, чтобы раб оставался рабом. Недалеким, безропотным, крепким. Раб управляем едва ли не на уровне рефлексов. Это метод Павлова. И так было всегда. Такой раб и поныне очень ценен на производстве, и хозяин прикладывает немало усилий, чтобы он таковым оставался и впредь. Это безнравственно.
   Но робот – идеальный раб. Владея им вы не почувствуете себя жестоким эксплуататором. От разработчиков Искусственного Интеллекта потребуется воссоздать примитивную модель первой сигнальной системы, выражаясь в терминах Павлова, то есть, условные рефлексы. И рано или поздно они это сделают. Иначе говоря, это будет полуживотное-полукомпьютер. Личность человека, то есть его темперамент, эмоции, характер – все это относится ко второй сигнальной системе – высшей.
   Пока интеллект робота не выше интеллекта мобильного телефона, нам даже в голову не придет вопрос о том, нравственно ли считать робота своим рабом. 
   Робот мыслящий, интеллектуальный – проблема прежде всего морально-этическая. Мы исследуем Искусственный Интеллект априори, используем метод диалектики. Мы пока еще не знаем, что такое сознание и что такое мышление. Что будет чувствовать копия одного из нас, проснувшись однажды без тела, без ощущений, запаянная в металлическую коробку? Всякая личность желает быть свободной. Представьте себе сущность, призванную посвятить свою жизнь служению человеку, имеющую разум, как у человека, но не имеющую всего остального, что составляет человеческую суть. 
Создать такую сущность только ради эксперимента было бы преступлением. 
Прогнозировать будущее, оснащенное мыслящей роботехникой, – дело социологов, психологов, философов, писателей. Нам до сих пор трудно понять, что такое равенство, взаимопонимание, милосердие, свобода. Мы все еще верим в метод кнута и пряника. Фрэнсис Понж сказал: «Человек – это будущее человека». 
Когда по прошествии веков человек приблизится к разгадке своей сущности, возможно, он и придумает искусственное существо подобное тому, которое воображал Пигмалион, создавая свою Галатею.
 
 И.М. Будут ли в будущем люди устанавливать себе искусственные органы? Без медицинской необходимости, а как элемент моды или для улучшения профессиональных качеств?
 
  А.С. В будущем люди будут устанавливать себе искусственные органы. Термин «люди с ограниченными возможностями» утратит прежнее значение, потому что протезы станут настолько совершенными, что инвалиды смогут выполнять работу любой физической сложности. Протезы будут прочными, износостойкими, быстрыми, поэтому появится много желающих установить их себе без медицинских показаний. Возможно даже появление особых субкультур, предсказанных жанром фантастики «киберпанк», где искусственные органы станут определенным стандартом моды.
 
  И.М. Не являются ли люди просто сложными машинами?
 
   А.С. Человек – это машина с такой степенью свободы, окончательно постичь которую мы еще не способны. И в первую очередь из-за сложности процессора, который ею управляет. Именно поэтому мы пока и не можем создать искусственный интеллект.
 
 И.М. Возможна ли война машин и людей?
 
  А.С. На мой взгляд, война между машинами и людьми возможна только в кино. Три закона роботехники, предложенные Азимовым и Кэмпбелом, суть которых «не убий», по сути, законы социальные, а социальные законы существуют для тех, кто обладает личностью. Но личность – божественная искра человека. Когда он - человек - наконец окончательно осознает ее ценность, захочет ли ею с кем-нибудь поделиться? Скорее всего, он станет ее хранить, как древние жрецы хранили свои тайны от непосвященных. 
   И едва ли мы решимся заложить в память робота законы, если не будем абсолютно уверены, что робот истолкует их правильно. У человека громадный опыт манипулирования человеком – умнейшим существом на планете. Вряд ли он доверит свою жизнь железяке, дав ей полномочия самой принимать решения.
 
 
 
 
 
Категория: Психогигиена | Добавил: Zdorovyj-Duh (06.04.2013)
Просмотров: 3264 | Комментарии: 2 | Теги: человек и робот, искусственный интеллект, психика, отношения | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 21 2 »
avatar
0
1 Elnic • 21:48, 09.02.2014
Робот никогда не заменит человека. В любом случае он останется только копией человека, призванной служить человеку. Да, хочется, чтобы рядом был идеальный человек - его приятно любить. Он не храпит, не чавкает, не воняет и т.д. Он понимает тебя с полуслова, он исполняет все твои желания, он делает твою жизнь прекрасной и счастливой. Но в реальности это невозможно. Вот почему человек проецирует неутоленное томление по идеально подходящей ему, родственной душе на другой объект - кошку, собаку, но это все не то. Не хватает у них "человечности" . Человекоподобный робот в этом плане более приемлем. Но, опять же, увы - только отчасти. Потому что как бы ни был несовершенен человек, к другому человеку его привлекает именно это несовершенство. Так что как бы ни старались изобретатели, роботы всегда будут отставать от человека на пару шагов...
1-1 2-2
avatar