Психопрактика

Психология комплексов

Блог

Блог "Суть жизни человека, или Психология комплексов"

Гендер

Пол человека или пол-человека?"

Философия

Виды свободы

Архив статей

Когнитивная наука

Искусственный интеллект

Психофизиология

Психофизиологическая экспертиза

Арт-терапия

М.Бахтин: теория карнавала

Мужские комплексы

Мужские комплексы

Категории раздела

Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии [391]

Фант-ЮСАС: Статьи по психологии и философии экзистенциализма

Главная » Статьи » Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии

Е.Тытарь. Перспективы развития человека: психотехнологии трансперсональной психологии
 
 

В данной работе нам  хотелось бы рассмотреть с психологической точки зрения условия при которых нынешняя цивилизация в целом, и отдельные народы в частности, имеют шанс  пройти планетарные катаклизмы и изменившись стать основой развития новой расы. Для исследования этого процесса мы будем опираться на наше психологическое толкование нынешней концепции самоорганизации, развитой для сложных систем.

Первым условием, как нам видится из принципов синергетики, является выбор: противостояние и использование природы - или синергия с планетой. Эта проблема исследуется давно и в частности Вернадским. В данной статье мы не ставим задачу рассмотреть содержательно, какие изменения в социальной организации и в жизни каждого человека повлечёт за собой этот выбор. В данной статье мы делаем предположение, что такой выбор повлечёт за собой, с точки зрения процессов самоорганизации, либо отторжение Человека, как инородное образование, либо включит его в дальнейший процесс трансформации планеты.

Второе условие  эволюции любой системы - это её открытость, процессы ведущие к изоляции человека от природы и её закрытию: информационные, энергетические или препятствующие всем видам обмена (например, искуственное питание.) являются признаками изоляции системы ведущие к её схлопыванию и деградации.   

Давно стала раскожей фраза: "Общество - единый организм”.  Для этого организма есть системная модель здоровья у Маслоу - высокосинергетическое общество. Есть глубокое исследование Домбровского об уровнях психического развития, кризисах в развитии и условиях прохождения этих кризисов  . Спектр путей развития человека систематизирован в работе Уилбера   и качественный скачок при таком развитии представлен, например, у Уилсона. Основные принципы организации процессов развития изложены в синергетическом методе в психологии.  Рассмотрим, на основе перечисленных ракурсов осознания психических процессов в человеке, что же с нами происходит, и конкретно с Россией, возможно ли направленное влияние на этот процесс, в сторону нашего оздоровления, и какими методами.

Наше нынешнее положение можно описать в словаре исследований Домбровского как первичную дезинтеграцию общества. "Позитивная дезинтеграция - это ослабление или даже распад - первичной психической структуры индивида в периоды созревания, при неврозах, психоневрозах, во внешних и что важнее всего внутренних конфликтах, ПД является фактором, способствующим ускоренному психическому и творческому развитию. Важный момент ПД это позитивная неприспособленность, т.е. неприспособленность к действительности, которая носит творческий характер и отражает самостоятельность развития”.

С преодолением биологических фаз тесно связана проблема преодоления собственного психического типа, что включает в себя сознательную внутреннюю перестройку, самовоспитание и аутопсихотерапию. Здесь момент сознательного выбора уже играет ведущую роль, человек перестает подчиняться автоматизмам, ведущим к бездушному приспособлению. Возникает явление, которое К.Домбровский называет " позитивной неприспособленностью”, что означает нежелание примеряться с явлениями пошлости ,не справедливости и грязи жизни, отказ от приспособления к этому, У  индивида появляется собственная программа внутренних перемен многоуровневого характера, возникает иерархия потребностей, ценностей и целей.

Теперь уже развитие индивида не определяется исключительно психобиологическими фазами; совершается сознательный переход на "собственно человеческий” путь развития, который в ТПД представлен как цикл, состоящий из пяти уровней:

    1 уровень - первичная интеграция;
    2  уровень - одноуровневая дезинтеграция;
    3  уровень - спонтанная многоуровневая дезинтеграция, импульсивная  и недостаточно организованная;
    4 уровень - систематическая и многоуровневая организованная  дезинтеграция;
    5 уровень - вторичная интеграция (уровень собственно личности).

Первый уровень является самым низким уровнем развития, это - исходный   пункт развития дальнейших уровней. Люди, находящиеся на этом уровне обнаруживают обычно примитивную интеграцию инстинктов с подчиненным им интеллектом. Их характеризует одностороннее интеллектуальное развитие”.

Осознанное влияние на собственное развитие начинается на четвёртом уровне. "Отличительной чертой 4 уровня является внутренне детерминируемый сознательный синтез и организация развития. Формирование внутренней иерархии ценностей здесь происходит сознательно. Ослабевают напряжения и конфликты, усиливается автономия, независимость решений и поступков. Поведение формируется в направлении самосовершенствования и служения людям. На этом уровне действует следующие динамизмы внутреннего развития: отношение "объект - субъект в себе самом”, которое, как считает автор ТПД,  является основным в психическом развитии человека. Оно заключается в постепенном развитии отношения к себе, а точнее - к своим низшим уровням - как к объекту. Дело идет о процессе отделения "менее себя” от "более себя” через взгляд на себя со стороны (что не имеет почти ничего общего с научной интроспекцией, связанной с научными опытами, не имеющими влияния на поведение человека). Этот динамизм выполняет задачу самонаблюдения, самооценки, сравнения себя с другими людьми, избавление от комплексов. Объективизация по отношению к себе находится в обратном пропорциональном отношении к субъективизации по отношению к другим людям, в смысле отношения к ним не как к объектам, а как к живым людям. На этом уровне корректирующую роль в установлении и соблюдении внутренних регуляторов и образцов жизни выполняет так называемый "третий фактор”. "Третий фактор” - это сложный динамизм, производный многих факторов, действующих на том же уровне, что и он, или на низших. "Третьим” этот фактор называется потому, что до него и наряду с ним действуют первый, конституциональный фактор - наследственность и связанный с ней потенциал развития - и второй - влияние окружения, в частности, социального”.

Прежде всего, решающую роль играет новые качества Человека, приобретённые на третьем уровне. "На этом уровне - спонтанной дезинтеграции - разыгрывается, как пишет К.Домбровский, "истинно человеческая драма”. Здесь человек погружен в собственную усиленную возбудимость, чувственную, психодвигательную, эмоциональную, воображения, интеллектуальную; в позитивную неприспособленность, психоневрозы страха, депрессии; но у человека теперь есть защитный динамизм развития - "Канал вверх”, возможность развития, даже ускоренного”.

"На четвертом уровне психического развития действуют самоконтроль, регулирующий развитие и сдерживающий мешающие ему процессы, и самовоспитание, которое реализует программу систематического развития, а также аутопсихотерапия - разновидность, или подсистема самовоспитания в периоды конфликтов и психоневрозов”.

Если рассматривать задачу практического психолога в построении психотехнологии преодоления социального кризиса в России с позиции развития, то опираясь на вышеперечисленные работы, алгоритм такой психотехнологии выглядит следующим образом.

Первый блок алгоритма социальной психотехнологии развития  является формирование динамизма развития, в терминах Домбровского, - "Канала вверх”. С точки зрения синергетики, это реализация первого принципа - выбора центральной жизненной установки, интегрирующей жизненную энергию общества. В настоящее время в обществе идёт процесс формирование этого динамизма развития. Формируется трансперсональная психология в России и она принимается не только избранными, ищущими экзотических переживаний, но и довольно широким кругом молодёжи и людьми всех возрастов и даже отдельные разделы трансперсональной психологии становятся естественным продолжением традиционной психологии в психологической помощи населению. Развитие холистической сети, успехи дианетики в нашей стране, различных психодуховных практик также говорят об этом процессе. Камнем преткновения на этом этапе, является разобщённость этих движений и их отдельность от различных конфессий церкви. Создание единого центра  на базе трансперональной психологии и координация материалов о психодуховных практиках в СМИ, во многом способствовало бы ускорению созревания в психике масс этого динамизма развития. Существуют разные оценки, у какого процента населения должно проявиться это качество, чтобы процесс развития стал устойчивым.

В трансперсональной психологии есть ряд подходов, рассмотренных, например, у Уилбера и ряда других.  На наш взгляд, очень эффективным, не противоречащим ни одному из направлений, является Рэйки .  

Второй блок алгоритма психотехнологии социального развития связан с синергетическими принципами открытости, доверия и принятия последствий своего выбора.  Ключ успешности реализации этого этапа - "Третий фактор” по Домбровскому.  Развитие третьего фактора связано с развитием в самосознании членов общества самоконтроля, самовоспитания и аутопсихотерапии. Наш опыт показывает, что без опыта трансперсональных переживаний развития такого уровня самосознания, а следовательно и формирование третьего фактора не возможно.

Третий блок алгоритма психотехнологии социального развития - формирование энергетической поддержки систематической и многоуровневой организованной  дезинтеграция и последующей вторичной интеграции. Это область трансперсональной психологии представлена в работах Грофа , Уилбера  и ряда других авторов.

Реализация четвёртого блока алгоритма психотехнлогии социального развития определяется синергетическим принципом кооперативного взаимодействия и активации усилий на преодоление при встрече с припятствиями вторичной интеграции и центрированности   восприятия масс на признаках положительных изменений в обществе. Львиная доля успеха определяется работой средств массовой информации и культурных учреждений.

Пятый блок алгоритма психотехнлогии социального развития это перечень психологических методик становления личности, её индивидуации.

С этого уровня начинается истинно путь  развития Человека как Космического Существа. Для  психологической поддержки саморазвития этого уровня необходимо дальнейшее развитие трансперсональной психологии.

 
Категория: Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии | Добавил: Ок (05.02.2013)
Просмотров: 790 | Теги: психотехнологии, перспективы, Социальное, Алгоритм, психология, человек, Развитие, общество, трансперсональный | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск по сайту

"Я" и Социум

Взаимодействие человека и общества проблемы и перспективы"

Новое на сайте

Инфообщество

Человек в информационном обществе"

Загадки человека

Телепатия в будущем

Гендер

Психология феминизма"

Арт-терапия

Теория катарсиса

Отношения

Когда женщина боится мужчину

Новости блога

Семиотика

Фаллический символ

LI

Статистика