Психопрактика

Психология комплексов

Блог

Блог "Суть жизни человека, или Психология комплексов"

Гендер

Пол человека или пол-человека?"

Философия

Виды свободы

Архив статей

Когнитивная наука

Искусственный интеллект

Психофизиология

Психофизиологическая экспертиза

Арт-терапия

М.Бахтин: теория карнавала

Мужские комплексы

Мужские комплексы

Категории раздела

Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии [391]

Фант-ЮСАС: Статьи по психологии и философии экзистенциализма

Главная » Статьи » Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии

Экзистенциальная мотивация Person или Что движет человеком? (продолжение)

     

Вопросы к себе самому

   Движущую силу этой фундаментальной мотивации мы можем интроспективно почувствовать в себе самих. Я задам в этой связи несколько вопросов, осторожных вопросов, которые Вы, вероятно, уже задавали себе сами:

   - Я живу, я есть здесь – но ощущаю ли я это? Чувствую ли я: я есть? Чувствую ли я это своим телом? В этом мире? Чувствую ли я в нем опору?
- Действительно ли я полностью здесь? Есть ли я здесь, в своей семье, с моим другом, с детьми, проживаю ли эти мгновения, действительно ли я здесь или же чувствами и мыслями я на самом деле больше отсутствую? 
   - Удивлялся ли я уже когда-либо по поводу того, что я есть? Именно я – здесь, в этом мире? И в это время, не в прошлом веке и не будущем! – Удивлялся ли я, потому что замечал: я не могу понять, как же это вышло, что я есть, ведь меня могло бы не быть? 
   - Я есть здесь, у меня есть пространство на улице, дома, в профессии – но заполняю ли я его? Можно ли обо мне сказать, что я хорошо осваиваю пространство, чтобы быть здесь? Есть ли у меня собственное пространство в профессиональной области, в отношениях с коллегами, на отдыхе и дома? Могу ли я активно занять пространство для себя самого? Освобождаю ли я пространство для того, что является для меня важным? Или же я вновь и вновь заполняю его тем, что делаю по привычке, а самое важное всегда приходит в последнюю очередь, так что ему не остается места? — Даю ли я пространство своим чувствам? – Защищаю ли я пространство своего мнения, своей правды, своей любви? Дышу ли я тем пространством, которое во мне есть? – Чувствую ли я наполненность своим "внутренним пространством"?
   - Где мне дают пространство, где мне дают быть? Где я защищён? – Защищён ли я внутри себя, могу ли я хорошо быть у себя? Могу ли я сам: дать быть себе, своим чувствам, страхам, радостям, влечениям? Или же я должен с собой бороться, прятать от себя что-то, обесценивать, отвергать? – Где я могу хорошо быть? Где я принят? – Где моя родина?"

   Несмотря на свою простоту, эти вопросы, скорее, непривычны. Не всегда легко дать на них ответ. Они всё же ведут в одну из самых глубоких сфер человеческой мотивации туда, где человек коренится онтологически. Но может быть, вам стоит обратить внимание на то, какой резонанс эти вопросы вызывают в вас: сопротивление, удивление, потрясение, насмешку, удушье, освобождение? Это возникающее в ответ настроение достойно того, чтобы принять его всерьёз. Также и оно может проложить путь к основе бытия.

   ...Для мотивации человека сначала, в первую очередь, речь всегда идёт о том, чтобы мочь быть здесь. Он хочет иметь пространство для этого, он ищет крышу над головой, место для жизни. Если у человека будет хотя бы кусочек пространства, он может дать быть себе и другим. В таком опыте коренятся две огромные духовные способности людей: любовь к правде и миролюбие. Тот, кто говорит правду, говорит, что произошло. Тем самым он даёт пространство тому, что есть, дает быть фактам. Люди, которые не говорят правду, имеют дефицит пространства в своей жизни. Для того чтобы расширить пространство, они ищут выход во лжи или в мире мечтаний и фантазий. Вероятно, имеет смысл подумать об этой закономерности. Когда мы сталкиваемся с детьми, которые лгут и фантазируют, зададимся вопросом: достаточно ли им пространства для их планов, идей, желаний в реальной жизни? Где хватает пространства, там царит мир. И наоборот, если мы забираем у человека пространство, он начинает защищаться. Причина агрессии коренится в сужении жизненного пространства – тот, кто агрессивен, чувствует себя "загнанным в угол". 
Вторая фундаментальная мотивация: стремление к ценности жизни

   Первая мотивация создала для нас возможность для существования – защищенное жизненное пространство. Но пока в нем отсутствуют пульс, тепло, все то, что делает жизнь живой и уютной. Просто "мочь быть" похоже на жизнь в казарме: выжить можно, но хорошей жизнью это не назовёшь. 

   Таким образом, мы хотим большего, чем просто существовать! Мы хотим, чтобы наша жизнь была хорошей. Мы ищем то, что сделает её достойной того, чтобы её проживать. Человек лишь тогда приобретает экзистенциальный дом, если он чувствует, что его жизнь имеет ценность. Он хочет, чтобы в этом доме были люди и вещи, которые он может любить. Иначе в его доме будет холодно и пусто. И он хочет, чтобы были люди, которые любили бы его. Мы не только хотим испытывать чувство удивления перед тем, что мы есть. Мы хочет чувствовать: это хорошо – что я есть, что я жив. И это то, что очень глубоко нас волнует. 
Развитие фундаментальной ценности

   Чтобы это почувствовать, человеку для начала нужны другие люди, которые хотели, чтобы я был, и всё ещё хотят этого. Это является фундаментальным для экзистенции: узнать от других: "Хорошо, что ты есть!" Это греет в течение всей жизни, если человек смог почувствовать, что есть мать, которая хотела, чтобы он жил. Что есть отец, для которого важно, что он есть. Это обращение со стороны других подобно искре, из которой может возгореться собственная любовь к жизни. 

   Если вы спросите меня, можно ли полюбить свою собственную жизнь если тебя до этого не любили другие, то я не смогу уверенно ответить "да". Я не могу себе представить ничего иного, ведь искра любви к жизни подобна зачатию самой жизни - это должны сделать другие. "Ты старше, чем Я", — сказал Ницше. Мы были зачаты в отношениях, выросли в отношениях, в теле матери и мы переживаем себя как Я по отношению к своей жизни намного ранее, чем можем это выразить. Отношения являются таким же основополагающим фактором жизни, как и защищённое жизненное пространство. Поэтому человек всегда живёт в пространстве отношений, которое и есть культура – в пространстве передаваемых из поколения в поколение и вновь приобретенных ценностей. Рядом с ценностью жизнь как бы воспламеняется, и этот огонь жизни мы несём в себе. Вопрос о том, способны ли мы сами зажечь его, или зависим в этом от других, в принципе, является бессмысленным. Потому что никто не может жить, находясь вне отношений, даже если он сам зажег ценность собственной жизни. 

   Мы мотивированы переживать свою жизнь как ценность и хотим, чтобы это чувствовали и другие. Мы хотим услышать: "Как хорошо, что ты есть!" Как редко мы говорим друг другу: "Хорошо, что ты есть! Я радуюсь тебе. Ты мне нравишься". 

  Не стесняемся ли мы в нашем социуме выражать чувства подобным образом? Сегодня приходит в упадок культура близости с окружающими людьми, поэтому в наших дворцах их стекла и металла становится холодно.

   Обращенное к нам извне теплое чувство важно и согревает нашу жизнь. Однако его недостаточно для того, чтобы развить собственную любовь по отношению к жизни. Мы сами должны сказать жизни "Да". Это – задача Person: дойти до глубины жизни и измерить её ценность. Часто это происходит спонтанно, бессознательно. Но мы можем и сами задать вопрос: "Я есть. Ладно. Но как это для меня — то, что я есть? Это хорошо? Это груз для меня — жить? Или "Я пока не определился?" – Могу ли я для себя и перед собой сказать: "Конечно, что-то могло бы быть в моей жизни и лучше, но все равно хорошо, что я есть на свете. Я с этим согласен – я хочу жить!". А если я не могу это сказать, если я этого не чувствую – "Чего мне не хватает? Что мне мешает? Что бы я мог сделать для того, чтобы стало лучше?" 

   Этот вопрос: "Хорошо ли, что я есть?" относится к фундаментальной ценности жизни. Если я люблю жизнь, могу сказать жизни "Да", тогда и опыт, и даже страдания станут ценными. Если же для меня это "Да – жизни" пока не звучит, то какую ценность могут иметь заход солнца, концерт, любовь? Если переживание фундаментальной ценности отсутствует, человек склонен к внутреннему отступлению и страдает от пустоты и холода голого Бытия. Отсутствие внутреннего согласия по отношению к жизни, "Нет – жизни" характеризует депрессивный мир переживаний. Человек страдает от отсутствия ценности своего Бытия, если не может почувствовать в себе согласия по отношению к тому факту, что его жизнь продолжается (именно почувствовать, а не обязательно осознать). Я хочу рассказать Вам историю молодой женщины. Из нее становится понятным, насколько жизнеутверждающим может быть поиск ценности жизни, если не было пережито теплого отношения со стороны значимых людей. Когда мы так глубоко всматриваемся в жизнь другого человека, то можем осознать, что нам самим это тоже знакомо. Различаются лишь оценка и масштабы.

   Обращение, приближение к чему-то происходит благодаря тому, что я могу этому уделить время. Любовь прекращается, если у людей нет времени друг для друга. Уделить самому себе время означает иметь покой (не отключаться, а пребывать в собственном ритме, подобно раскачивающимся качелям или маятнику), это означает позволять себе то, что нравится, и потому доставляет радость (наслаждаться, смаковать, не потреблять), это означает отдых, праздность, ничего-не-деланье. 

   На этом уровне мотивации закладывается фундамент способности к переживанию ценности того, что было достигнуто и создано (творческие ценности), а также хорошего и любимого, настоящего и прекрасного (ценности переживания), честного и истинного (ценности позиции). Насколько же это важно — ухаживать за переживанием ценности! Потому что в каждой задушевной беседе, в каждой хорошей книге, на каждом покрытом только что выпавшим снегом лугу вновь загорается искра, которая делает возможным почувствовать жизнь как ценность, как чудо. 

   По большому счету, предназначение каждой культуры — выдвинуть то, что является ценным для жизни этого времени и для его людей, и побудить к тому, чтобы за этим ухаживали. Культура будет жива до тех пор, пока она будет представлять собой уход за ценным для жизни. Когда в рамках какой-то культуры для ценного (в большом и малом) нет времени, когда путь к нему закрыт неврозом или особенностями цивилизации, возникает эрзац. Тогда внутренняя личная жизнь человека подвергается нашествию внешних воздействий. Авторитеты становятся определяющими и приобретают тоталитарную власть. Люди самозабвенно пытаются отвечать требованиям других людей или соответствовать нормам. Жизнь превращается в выполнение списка предписаний. То, что человек думает сам, воспринимает, чувствует, больше не является хорошим самим по себе. Постоянное напряжение, связанное с желанием всегда и везде отвечать требованиям, становится стрессом. Тот, кто всегда должен быть хорошим, быстро истощается. И в конечном итоге только депрессия защищает измученного человека от полного истощения.

Третья фундаментальная мотивация: иметь право на свою собственную жизнь

   Возвращаясь к последовательности трёх мотиваций, можно сказать: тот, у кого есть жизненное пространство и жизненная ценность, уже может выжить. То, что он имеет – это уже немало, это хорошо и прочно. Но ещё отсутствует особая личностная нотка. Если мы снова вернёмся к образу дома, то это будет дом, в котором уже всё установлено, подведены вода, отопление, стоит необходимая мебель, но пока ещё отсутствует индивидуальный стиль, и вкус хозяина не проявлен. Для полной жизни недостаточно того, что в комнате стоит какая-то кровать, какой-то шкаф, висит какая-то картина. Значимо, подходят ли предметы друг к другу? Нравятся ли они? Должен ли у меня быть именно этот шкаф, именно эта кровать? 

   В переносе на собственную жизнь это означает: недостаточно сказать "Хорошо, что я есть". Когда это условие обеспечено, можно обратиться к следующей теме. Жизнь вновь бросает нам вызов и требует, чтобы мы не просто были, но также были самими собой. Нас призывают теперь к оценке самих себя: "Это правильно то, какой я есть? Готов ли я ответить за себя и за свои поступки? Имею ли я право быть собой, быть таким, какой я есть?".

На этом третьем уровне мотивации речь идёт о признании важности очень специфических переживаний, размышлений, интуиций и действий. Мы глубоко нуждаемся в том, чтобы уважать себя как Person. Каждый человек как Person имеет достоинство, и в этом он неприкосновенен. Это относится к сущности человека – желание быть увиденным другим как Person. У каждого человека есть лицо, которое он хочет его сохранить. Нас задевает, если нас осуждают, презирают или высмеивают. Нам нужно признание нашего собственного способа, которым мы индивидуально и персонально формируем нашу жизнь. Нечто подобного "коллективной защите вида" нам недостаточно; нам нужно индивидуальное, персональное признание.

   Поэтому Бытие в качестве Person прежде всего требует отграничения собственного от другого, не моего, благодаря чему и принимается во внимание неповторимость и единственность Person. Человек хочет быть самим собой, для этого он должен уметь отстаивать себя в том, какой он есть, что он делает и каким он стал. Поэтому он хочет правильно жить и оправданно действовать и таким образом иметь способность выдерживать оценивающий взгляд других, как это описывает Эммануэль Левинас в своем основном труде по Этике. 

   Э.Левинас (1906-1995) – философ и педагог. Основой философии считал этику, ее центральные понятия "Другой" и "Встреча с Другим". В этом вопросе полемизировал с М.Хайдеггером. Основной труд "Время и Другой. Гуманизм другого человека" вышел вскоре после войны (В рус. изд.: Пер. Парибка А.В., СПб: Высш. Религ. Школа, 1999). Прим. научного редактора С.В.Кривцовой.

   Эта третья мотивационная сила Person прорывается на уровень ответственности и стремления чувствовать себя оправданным перед лицом себя и других. Что позволено, и что я могу себе позволить? Где границы и где мои границы? На основании отграничения собственного от чужого человек развивает способность к толерантности; способность к признанию инаковости и достоинства других, не отказываясь от Бытия самим собой. Наши чувства справедливости и этики являются выражением именно этого мотивационного стремления: стремления к признанию и уважению Person.

Влияние других

   Подобно тому, как мы поступали в рассуждениях о предыдущих мотивациях, мы рассмотрим, как развивается индивидуальная история признания собственной Person и её способностей. Здесь мы вновь обнаруживаем, что тому, кто в жизни получал недостаточно признания, тяжело уважать свои переживания, интуиции и волю. 

   Если мы попробуем проанализировать семьи, в которых детей не уважали, где их бытие собой игнорировалось, то зачастую обнаружим родителей, которые любят своих детей только при том условии, что они послушны. С точки зрения терапевта вряд ли есть что-то более ужасное, чем послушные дети. Будучи пациентами, бывшие послушные дети говорят: "Мои родители меня любили и всё мне давали. Но только тогда, когда я был таким, как им хотелось, и если я делал то, что они требовали". Можно было бы сказать, что любовь на поводке условий делает ребенка собакой. Находясь под прессом того, что его могут лишить любви, он учится приспосабливаться, вместо того чтобы учиться мужеству и самостоятельности. Он начинает не доверять своим собственным чувствам, когда слышит, что родители всегда правы и всегда знают, что для него является правильным. Упрекая его в том, что он пока не зарабатывает себе на хлеб, они связывают его отсутствием каких-либо прав. "Пока ты ешь мой хлеб, я определяю, что происходит в этом доме!", — рядом с такой важной персоной отца даже у матери нет шансов быть уважаемой, не говоря уже о том, что ребёнок может продемонстрировать свою волю или проявить свои чувства. "Я всегда должна была только функционировать, и если я это делала, то был мир. Также вела себя и мать. Всю свою любовь ко мне она вкладывала в мою одежду, всё время хотела меня красиво нарядить. Я должна была всегда мило выглядеть, всегда носить юбочки и блузочки. Мне это никогда не нравилось. Позднее я хотела носить джинсы, как вся молодёжь. Постоянно были ссоры. Я никогда не чувствовала, что меня понимают в семье, я никогда не имела право быть такой, какой я была. (...) Они также не принимали моих друзей. В конце концов, мать выгнала меня из дома, потому что я больше не соответствовала её образу: "Такая ты мне больше не нужна", — сказала она напоследок.

   Эти фразы произносила женщина, которая знала, о чём говорит. Она была неописуемо одинока, внутренне одинока в течение всех детских и юношеских лет. Так как всё в ее жизни было нацелено на достижения и на то, чтобы хорошо функционировать, то сначала у неё развилось несгибаемое честолюбие, которое сделало её отличной спортсменкой. Потом прорвался её истерический невроз. Он настольно тяжело заболела, что в итоге не могла даже самостоятельно ходить – одна только мысль о том, что нужно что-то делать, "совершать новые достижения", парализовывала ее волю. 
Достижения

   Несколько слов о достижениях. Стремление к достижениям происходит из этого уровня мотивации – так проявляется желание иметь право на свою собственную жизнь: ведь того, кто достигает большего, больше уважают. Достижения приносят уважение. Символы статуса — это показ достижений. То, кто выходит из "Мерседеса", авансом получает больше уважения, чем тот, кто приезжает на велосипеде. "Если ты что-то имеешь, то ты что-то собой представляешь". Почести оказываются за достижения. Иначе мы бы все были лауреатами Нобелевской премии.

   Уважать достижения и почитать людей, которые их имеют – важно и нужно. То, что человек делает, действительно показывает многое из его персональной сущности и его собственных интересов. Почему же нам их не уважать? Критичной для общества мысль о достижениях становится, когда ценность и достоинство человека ставится в зависимость от его полезности (пожилые люди, хронические больные, инвалиды перестают восприниматься как имеющие ценность и заслуживающие уважения). 

   Критичным для отношений это становится тогда, когда возникает чувство, что право на существование нужно купить через достижения, иначе человека не будут уважать: мать – в семье, мужа – дома или на работе, ученика – в классе. 

   Критичным для человека это становится, если он работает, ориентируясь только на то, чтобы, всегда быть нужным, хорошо функционировать, хорошо вписываться в систему и быть для нее максимально полезным, если всем этим он защищается от вопроса: "Подходит ли мне то, каким я становлюсь при этом?" Пока это подходит другим, это должно подходить и мне тоже... Однако при этом человек может скоро почувствовать себя примерно так, как это описала одна женщина. Она заметила, что не может позволить себе, например, просто отдаться прекрасному переживанию, не может принимать подарки, не чувствуя угрызений. "Я, вероятно, чувствую, что это хорошо, то, что я переживаю. Но я не могу от этого получить удовольствия, потому что у меня всегда такое чувство, что я не имею на это права, ведь я этого не заработала. Я расстраиваюсь из-за того, что не нахожу ничего, что дало бы мне право быть здесь. Только беседовать с Вами, не добиваясь выдающихся психотерапевтических достижений, мне тяжело". Она не хочет зависеть от благосклонности других. Она покупает ежедневный входной билет в жизнь через достижения, она научилась этому в детстве. "Только если я буду вести себя правильно – а это означало у нас – "буду послушной", то у меня будет счастье по праву. Тогда я получу похвалу, признание. Родители будут гордиться мной и похвалят меня перед другими, и в качестве вознаграждения я даже смогу иногда поехать куда-нибудь с отцом".

Защита права быть самим собой

   Мы можем обнаружить след третьей мотивации в нас самих. В связи с этим несколько вопросов:

   - Бывает ли так, что я чувствую себя человеком, только в том случае, если могу предъявить какое-то достижение? Или если я показываю, что я могу? Или если я делаю что-то особенное, или если на мне очень модное платье? 
   - Недоволен ли я тем, какой я есть? Недоволен ли я тем, что я могу? Чувствую ли я, что имею право быть таким, какой я есть? Имею ли я право иметь слабости? Выношу ли я то, что я не такой как другие? Нравится ли мне быть таким или я чувствую себя одиноким? Заставляет ли это меня приспосабливаться? 
   Желание защитить право Быть собой становится мотивационной силой, имеющей разные проявления. Типичными являются непрошеное стремление оправдаться, когда человеку кажется, что он не соответствует чьим-то ожиданиям. Оправдания - это усилия сохранить чужое признание собственной Person. Сюда также относится любезность, когда человек слишком легко признаёт других правыми. За этим тоже стоит страх, что в противном случае он сам не будет этими другими принят всерьёз и станет для них никем. Там где эта мотивационная сила встречает препятствия, возникают давление и нетерпение, которые могут перерасти в авторитарное подавление. Болезненное развитие в направлении сильного и постоянно меняющегося приспосабливания, которое возникает на основании чувства внутренней покинутости и одиночества, приводит к истерическому неврозу и к целому ряду личностных расстройств. Но только за счет приспособления жить нельзя. Это было известно еще в народной психологии: "На всех не угодишь!". 

   Однако, если я раз за разом чувствую внутреннее согласие в отношении того, что я делаю, и если я могу отказаться от того, что я не нахожу правильным, тогда мое стремление иметь право быть таким, какой я есть, в конце концов находит исполнение. Уважение своего образа жизни требует персонального оправдания своих действий перед самим собой. Заданность со стороны других могут облегчать или затруднять эту собственную, внутреннюю оценку, но ни одна норма не может её заменить. Также и здесь нам надлежит самим дать развиться ростку самоуважения и самоценности. К этому измерению самоценности относится и то, что я могу испытывать уважение к самому себе за то, как я это делаю. Уважение к моей тщательности, моей самоотдаче и моему усердию. Это также должно мне нравиться – то, как я действую (эстетическое измерение). Везде, где человек недоволен собой, он пытается приспособиться к другим – и там он вновь утрачивает самоценнность и самоуважение. В конечном итоге это зависит от меня и представляет собой очень персональное достижение, — сказать "Да" себе как Person и оставаться верным себе. Тогда жизнь становится аутентичной. 
Заключение

   В этой статье собран опыт десятилетних исследований мотивации, проводимых в рамках психотерапии. Изначально это была ориентированная на смысл логотерапия, однако со временем работа всё больше концентрировалась на экзистенциальном подходе к Person. Исследования показали, что за страданием, болезненным опытом и любой потерей смысла стояло нарушение одной или нескольких описанный выше фундаментальных мотиваций. Нарушения на одном или нескольких мотивационных уровнях приводили к различным попыткам компенсации. Дефицит неисполненной мотивации может быть компенсирован через другие мотивации или через делегирование ее функций другим людям, от которых в этом случае требуется то, что сам человек добиться не в состоянии. В соответствии с этими наблюдениями кажется, что зрелость и душевное здоровье человека зависят от того, насколько он может проживать исполнение фундаментальных мотиваций в отношениях с самим собой и с миром. Исполнение первой, второй и третьей фундаментальной мотиваций позволяет человеку достичь зрелости своего возраста. Мочь-быть-здесь, иметь ценность и иметь право быть самим собой, — эти уровни Бытия делают человека готовым и открытым для четвёртой фундаментальной мотивации – он может расслышать зов мира в отношении смысла. Имея в основании своего бытия три первые фундаментальные мотивации, человек имеет прочный фундамент, чтобы развиваться для будущего, которое является его будущим – для становления в диалогическом обмене, содержащем неизменную возможность открывать смысл.
Категория: Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии | Добавил: AlexS (24.06.2013)
Просмотров: 496 | Теги: мотивы, движет, человеком, что | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск по сайту

"Я" и Социум

Взаимодействие человека и общества проблемы и перспективы"

Новое на сайте

Инфообщество

Человек в информационном обществе"

Загадки человека

Телепатия в будущем

Гендер

Психология феминизма"

Арт-терапия

Теория катарсиса

Отношения

Когда женщина боится мужчину

Новости блога

Семиотика

Фаллический символ

LI

Статистика