Психопрактика

Психология комплексов

Блог

Блог "Суть жизни человека, или Психология комплексов"

Гендер

Пол человека или пол-человека?"

Философия

Виды свободы

Архив статей

Когнитивная наука

Искусственный интеллект

Психофизиология

Психофизиологическая экспертиза

Арт-терапия

М.Бахтин: теория карнавала

Мужские комплексы

Мужские комплексы

Категории раздела

Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии [391]

Фант-ЮСАС: Статьи по психологии и философии экзистенциализма

Главная » Статьи » Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии

«ФИОЛЕТОВОЕ» ПОКОЛЕНИЕ

Степан ЛОБОЗЁРОВ, драматург

   Если долго смотреть на наш голубой экран, то поневоле начинаешь верить, что по крайней мере какая-то часть человечества действительно произошла от обезьян. Неясно только, отбирают ли туда по «видовым» признакам или же так сильно влияние самой атмосферы, «ауры» съёмочных площадок и редакторских кабинетов.
    Но вначале о чисто технических возможностях одного из самых судьбоносных изобретений неуёмного человеческого гения. Кинематограф, открытый братьями Люмьер, таил в себе не только мощный пропагандистский потенциал (через 20 лет Ленин назвал кино «важнейшим из искусств»), но и возможности более глубинного воздействия на внутренний мир человека.

   Известно, что читатель своим внутренним видением «переводит» почерпнутую из текста информацию и художественные образы в некий внутренний видеоряд. Причём одни и те же образы каждый видит по-своему: у каждого свой Андрей Болконский, своя Наташа Ростова, свой сугубо индивидуальный внутренний мир. 

   С появлением кино видеоряд преподносится в уже готовом виде, и для всех один и тот же. Таким образом, вдобавок к стандарту внешнему – моде – вводится однообразие теперь уже во внутреннем мире человека. И если создание читателем внутреннего видеоряда было его личным, даже интимным актом творчества, то упразднение этого процесса в результате появления механического видеоряда, созданного другими людьми, переводит читателя как соучастника творческого процесса в зрителя, пассивного потребителя, т.е. переводит его из субъекта в объект.

   А такие важные свойства внутреннего мира, как фантазия, воображение, интуиция, за ненадобностью атрофируются и угасают. Внешне это выражается в исчезновении из культуры сначала поэзии, а затем и большой литературы в целом. А то, что остаётся в массовом потреблении, соотносится к «старой литературе», как футбол к балету: и там и там быстро двигаются.

   Принцип же «кинематографичности» полагается в основу технологии, ставящей новое искусство на конвейер, и продукция этого конвейера – «масскультура» – вскоре вытеснит культуру традиционную как товар штучный на обочину. 

   С появлением телевидения кино остаётся лишь одним из способов воздействия на человека, а всё ТВ в целом становится образом жизни. Главное, что оно привносит и чем покоряет телезрителя, – способностью постоянно держать его в гуще событий. Более того, ТВ создаёт иллюзию прямого участия в них телезрителя: ему показывают и поясняют увиденное, как бы советуясь и прося оценок происходящему, – он получает яркий красочный мир, в котором чувствует себя чуть ли не хозяином.

   А ещё ТВ обладает почти мистической способностью «останавливать мгновение». И когда к тексту добавляется видеоряд, как бы документально подтверждающий сказанное, сознанию зрителя не на что опереться для опровержения: ведь вот только что я видел это своими глазами! И мало кому приходит в голову, что видел он не своими глазами, а глазами оператора, редактора, режиссёра, что, может быть, гораздо важнее как раз то, чего он не видел, попросту не показали. Кроме того, у него поневоле создаётся впечатление, что так, как на экране, думает и действует вся страна, весь мир. А если он с чем-то не согласен, это оттого, что не может понять чего-то самого простого, всем понятного. И постепенно он, «как все», начинает называть чёрное белым, а сопротивляющееся этому чувство здравого смысла и голос совести объясняет себе результатом своей некультурности и даже ущербности. 

   А если ещё вспомнить, что информационные волны захлёстывают телезрителя, не давая и минуты на размышление, то можно говорить о том, что даже без учёта «специальных» технологий сопротивляться воздействию ТВ «средний» человек не в состоянии. А тот факт, что ТВ берёт за ручку гражданина, едва научившегося ходить, – мультики – и ведёт его до гробовой доски на смертном одре многие всё ещё досматривают сериалы, позволяет говорить о возможностях ТВ «создавать» человека по своим чертежам и эскизам.

   Таким образом, технические возможности ТВ почти безграничны. 

   Казалось бы, обладая такими фантастическими возможностями, вот бы и сеять «разумное, доброе, вечное», и лепить, пестовать ту гармонически развитую личность, о которой столетиями мечтала русская интеллигенция. Однако ответом на такое предложение будет кривая усмешка: бабки делать надо. То есть являясь частью рынка, ТВ работает по его законам и выполняет возложенные на него функции.

   Какова же схема воздействия на ТВ рыночных отношений? Общеизвестно, что капитал идёт туда, где больший процент прибыли и быстрее отдача. Самые прибыльные «сферы» – торговля оружием, наркотиками, алкогольной продукцией, порнобизнес, проституция, игорный бизнес. Естественно, что дельцы, промышляющие незаконным бизнесом, заинтересованы в расширении круга своей клиентуры. Самое быстрое и действенное средство для этого – реклама в электронных СМИ. А чтобы соблюсти видимость законопослушания, используются скрытые формы рекламы в телефильмах, эстрадных шоу и т.д. Телекомпании, отрабатывая эти деньги, заполняют эфир благородными и обаятельными бандитами, утончёнными и сногсшибательными путанами. В итоге появление школьных классов, где большая часть мальчиков мечтает быть похожими на отморозков, а девочек соответственно на ночных бабочек, не является чем-то исключительным.

   Сейчас перед ТВ поставлена новая задача: переделка человека думающего в человека потребляющего. Принуждая людей покупать ненужные ему товары и услуги, телевизионщики применяют своего рода «шоковую терапию». Особая ставка делается на сексуальность. Американские учёные недавно пришли к выводу, что из всех психофизических типов людей более всего «озабочены» в этой области дебилы. Но есть и обратная связь. Если посредством снятия всех табу выпустить на волю инстинкты и постоянно держать человека в напряжённом поле густой похоти, то мысли и действия его (молодого в первую очередь) будут устремлены только в одну сторону. Таким образом, при помощи телевидения осуществляется процесс, получивший название «всеобщая дебилизация населения».

   Сторонники свободного рынка могут возразить, сказав, что наличие «настоящего», «как во всех цивилизованных странах», потребителя является обязательным условием нормальной экономики; что ради создания общества изобилия всегда приходится чем-то жертвовать; что в конце концов бесплатный сыр... и так далее и тому подобное.

   Но есть один нюанс, без которого полной картины не получить. Если американского и европейского потребителя перековать в человека думающего, который перестанет покупать те предметы и услуги, без которых может спокойно обойтись, произойдёт такой обвал, от которого содрогнётся экономика многих стран. Ибо в отраслях, обслуживающих самые экзотические прихоти потребителя, там задействованы такие суммы, какие нам и представить трудно. У нас же такой индустрии нет. А создать её в ближайшее время и сделать конкурентоспособной нереально. Поэтому вкусы и кошельки нашего потребителя сегодня ориентированы на рынок Запада и соответственно его обогащают. Выходит, даже с экономической точки зрения острой необходимости в развитии у людей хватательных наклонностей у нас нет. Если, конечно, не заботиться в первую очередь о западной экономике.

   Продолжая копировать прелести заграничного капитализма, мы, возможно, когда-то и догоним цивилизованное сообщество, длинной колонной растянувшееся по дороге прогресса. Однако не надо забывать, что, пристроившись в хвосте процессии, нам придётся глотать пыль, поднятую всем прогрессивным человечеством. И хорошо, если она не будет радиоактивной – вспомним постоянные разговоры о ядерных могильниках. К тому же гигантская колонна будет оставлять после себя массы всевозможных отходов своей жизнедеятельности. И нам поневоле придётся довольствоваться этим… наследием.

   Всё это вместе взятое наводит на мысль, в общем-то, свойственную нашему «менталитету»: а нельзя ли как-нибудь срезать, обойти, а потом внезапно вынырнуть на ту же дорогу, но уже впереди колонны, хотя бы для того, чтобы иметь возможность осмотреться, куда всё-таки путь держим? 

   И как это ни невероятно звучит в нашем сегодняшнем положении, возможности для рывка у нас есть. Главный резерв – интеллектуальный потенциал. Об отечественных программистах ходят легенды: «если задача лёгкая, её поручают индийцам, если сложная – китайцам, а если неразрешимая – русским». Однако потенциал в этой области не используется пока и на малую долю. Сейчас цель – интеллектуальное лидерство – обозначена уже на самом высоком уровне. Для достижения её надо восстановить систему образования, опирающуюся на отечественные традиции. Пока же идёт обратный процесс установления западных стандартов и методов обучения.

   Достичь цели можно при одном непременном условии: одновременно с интеллектуальным постоянно повышая духовно-нравственный потенциал молодёжи. Потому что в настоящее время мы входим в такие плотные информационно-психологические слои, напряжение которых способна выдержать только здоровая психика, твёрдо знающая границы добра и зла. 

   И здесь опять-таки встаёт вопрос о необходимости «перезагрузки» ТВ с разрушительной программы на созидательную. Это не займёт много времени. Парадокс в том, что на развращение, растление молодёжи требуется гораздо больше сил и средств, чем на воспитание здорового поколения, ведь рождаются дети чистыми, с нравственным законом в душе.

   Казалось бы, есть цель, имеются возможности её достижения, шансы на успех максимальны – начинай и действуй! Однако, заслоняя и цель, и весь горизонт, встаёт вопрос «свободы слова».

   Свобода эта так долго была главным и, по сути, единственным завоеванием последней революции, что для неё было сооружено особое святилище с жертвенным алтарём, чётко разработанным ритуалом поклонения и, конечно же, с особой стражей. Согласно старому правилу, «что охраняем, с того и живём», на страже стоят те, кто успел хотя бы частицу этой свободы приватизировать, и те, кто имеет возможность при надобности купить ровно столько этой самой свободы, сколько потребуется. Естественно, что делиться этой свободой они ни с кем не собираются и не в их интересах менять программу, приносящую такие прибыли. Можно спорить с ними до бесконечности, добиваясь ответа на самые простые вопросы: почему дебилизация человека, подталкивание его к животному состоянию – это свобода, а приобщение к «разумному, доброму, вечному» – тоталитаризм? Почему в стране, где Конституцией запрещено господство какой-либо идеологии, телевизионными каналами, в том числе и государственными, агрессивно насаждаются ценности, чуждые нашей истории, культуре, традиционным религиям? Можно задавать ещё массу подобных вопросов, а подтекст всех ответов будет один: это наши СМИ, что хотим, то и делаем.

   Представим на минуту, что государство начнёт продавать лицензии на приобретение и владение оружием массового поражения – атомным, химическим, биологическим и т.д.? А когда попытается поинтересоваться, как приобретённое оружие используется, наткнётся на плакаты «Руки прочь!». Ситуация диковатая, но ведь, по сути, всё это происходит на телевидении в течение почти двух десятилетий.

   В сферах, где совершаются прорывы во всех областях знания, где ведутся невидимые войны и решаются судьбы народов и цивилизаций, ТВ обладает мощью, сравнимой с ядерным оружием. Можно до минимума снизить инфляцию, до максимума поднять ВВП и даже жизненный уровень. Но за это же время ТВ вырастит «фиолетовое» поколение, которое, для того чтобы получить «всё, здесь и сейчас» (как учили) и «оттянуться по полной», пустит всё с молотка вместе со всеми процентами плюс ещё и недра в придачу. И это вполне реально. Если мы после нескольких лет обработки «новым мышлением» и прививки «общечеловеческих ценностей» спустили богатства страны за ваучеры, то им, духовным детям рекламы, сделать это будет проще простого.

   Знает ли об этом власть – вопрос риторический. Но не торопится влезать в сложившуюся ситуацию. Дело в том, что наше ТВ напоминает троянского коня с мощнейшей сигнализацией: тронь – и пронзительные сирены взвоют во всех уголках западного и даже не совсем западного мира. Но ведь там хранятся «личные сбережения» нашей элиты, её «благоприобретённая собственность» и даже государственные заначки. Поэтому осложнять с «ними» отношения совершенно не в интересах элиты, а значит, и власти.

   Всё это заставляет нас со всей серьёзностью относиться к словам властной элиты: отныне вы должны заботиться о себе сами. И в первую очередь это касается будущего. А оно во многом (если не в первую очередь) зависит от того, кем и в чьих интересах будет использоваться чудовищный по своей разрушительной силе и безграничный в своей созидательной роли потенциал нашего TВ.



Категория: Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии | Добавил: AlexS (15.04.2012)
Просмотров: 986 | Теги: самоосознание, нравственность, поколение, Воспитание чувств, сознательность | Рейтинг: 3.7/9
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск по сайту

"Я" и Социум

Взаимодействие человека и общества проблемы и перспективы"

Новое на сайте

Инфообщество

Человек в информационном обществе"

Загадки человека

Телепатия в будущем

Гендер

Психология феминизма"

Арт-терапия

Теория катарсиса

Отношения

Когда женщина боится мужчину

Новости блога

Семиотика

Фаллический символ

LI

Статистика