Психопрактика

Психология комплексов

Блог

Блог "Суть жизни человека, или Психология комплексов"

Гендер

Пол человека или пол-человека?"

Философия

Виды свободы

Архив статей

Когнитивная наука

Искусственный интеллект

Психофизиология

Психофизиологическая экспертиза

Арт-терапия

М.Бахтин: теория карнавала

Мужские комплексы

Мужские комплексы

Категории раздела

Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии [391]

Фант-ЮСАС: Статьи по психологии и философии экзистенциализма

Главная » Статьи » Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии

Гендер в истории


 

Наука антропология ставит в центр внимания человека, человеческое начало, которое само в себе разделено на два пола - мужской и женский. Это разделение, по мнению антропологов, изначально является функционально асимметричным. Оба пола как бы взаимно дополняют и уравновешивают друг друга.
Пол человека - понятие до сих пор спорное.
Ученые уверены, что мужская и женская половины отличаются друг от друга целым рядом признаков. Однако такая неравнозначность ограничена лишь той мерой, в которой обе половины предназначены для компенсирования друг друга. Поэтому здесь можно прямо сказать, что человеческое начало, взятое в виде той или иной своей половины будет неполноценным, абстрактным и ущербным. Ведь человеческая сущность не имеет половых, возрастных, национальных, расовых и др. различий. В этом смысле постижение человеческой сущности в гендерологии, демографии, этнографии, нациологии оказывается принципиально невозможным.

Тем не менее, гендерология (как и др. науки) не может обойтись без определения сущности своего предмета. Она рассматривает человеческую сущность не на предельном и всеобщем уровне, как это имеет место в антропологии, а на феноменальном уровне ее разделения, где сущность мужчины рассматривается в сопоставлении с сущностью женщины.

Как мужчина, так и женщина способны представлять собой конкретную и своеобразную форму проявления человечности. Поэтому антропология имеет общие точки концептуального "соприкосновения" с гендерологией. В каждом человеке, независимо от его пола, обе половины (- и мужская, и женская) предполагают друг друга. Они определенным образом сосуществуют (в неравнозначном виде), идентифицируются друг в друге, постоянно сличаются и различаются между собой. Они по целому ряду признаков могут совмещаться друг с другом и взаимодействовать в определенном, иерархическом соотношении. Но приоритет остается за той половиной, которая физиологически предопределена природой. Здесь можно говорить о физиологических и психологических проблемах гендерологии, которые обусловлены динамическим соотношением половых признаков. Для разных сфер индивидуально-личностного бытия эти признаки имеют неоднозначный характер и зависят от целого ряда как внутренних, так и внешних каузальных факторов.

В социально-историческом аспекте открывается широкий круг совершенно иных проблем гендерной антропологии, и гендерной археологии. Одна из таких проблем - это проблем перехода от матриархата к патриархатному обществу. Очевидно, историческое зарождение и развитие матриархата в древнейшем обществе было обусловлено, главным образом, влиянием эволюционно-биологических факторов. Когда же широта и степень такого влияния были исчерпаны, то на смену пришел патриархатный уклад жизни. Если достижения матриархата теряются в глубинах тысячелетий, то исторические достижения патриархата вполне очевидны и выразительны в облике минувших двадцати веков.

В патриархатном обществе, которое в чем-то не исчерпало себя до сих пор, неравенство мужчины и женщины проявляется в том, что женщина рассматривается как "средство", предназначенное для достижения сугубо "мужских целей". Классический патриархат вообще провозглашает возможность полноценного субъекта свободы только в отношении мужчины, а реальная свобода женщины ограничена кругом тех дозволений, которые определяются и регламентируются мужчиной. Такое положение закреплено и в социальных требованиях к женщине. Эти требования во всех сферах жизни патриархального общества являются строгими и жесткими предписаниями, неукоснительно соблюдаемыми в любых условиях, даже если монархию возглавляла бы женщина.

Современное общество покидает такой способ социального бытия, в котором мужское и женское начало столь очевидно и прямолинейно противопоставлялись, сменяя друг друга в исторической приоритетности своего значения. Поскольку матриархат был вытеснен патриархатом, а патриархат уже исчерпал себя в современной истории, то что же нового следует ожидать нашим потомкам. Если третьего ("иного") начала в гендерной антропологии нет и быть не может, то встает другой круг проблем, связанных с тем, каким способом должно быть организовано будущее общество. Этим кругом проблем должна заняться гендерная футурология.

Курбанов М.Г.

 

 

 

 
Категория: Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии | Добавил: AlexS (24.02.2013)
Просмотров: 945 | Теги: мужчина, гендер, сущность, проблема, матриархат, гендерология, общество, свобода, Женщина, будущее | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск по сайту

"Я" и Социум

Взаимодействие человека и общества проблемы и перспективы"

Новое на сайте

Инфообщество

Человек в информационном обществе"

Загадки человека

Телепатия в будущем

Гендер

Психология феминизма"

Арт-терапия

Теория катарсиса

Отношения

Когда женщина боится мужчину

Новости блога

Семиотика

Фаллический символ

LI

Статистика