Психопрактика

Психология комплексов

Блог

Блог "Суть жизни человека, или Психология комплексов"

Гендер

Пол человека или пол-человека?"

Философия

Виды свободы

Архив статей

Когнитивная наука

Искусственный интеллект

Психофизиология

Психофизиологическая экспертиза

Арт-терапия

М.Бахтин: теория карнавала

Мужские комплексы

Мужские комплексы

Суть жизни человека, или Психология комплексов

ПЕРВЫЙ ПОСТ » 2014 » Февраль » 15 » Великое дао
14:37
Великое дао
   
Великое Дао
 
   Великое Дао, Путь Дао, Дао Любви - какие образы возникают в нашем воображении, когда мы слышим эти слова? - китайские фильмы, статуэтки, старик с посохом и некая абстрактная сила, способная уберечь от зла, принести умиротворение и, конечно, повысить вашу потенцию.
  Мудрость дао поистине неисчерпаема и удивительно проста и понятна, - но только в том случае, если не пытаться ее осмыслить.
  Меч дао в руках вставшего на путь дао всегда указывает на цель.
 
 • "Учитель, вы существуете или нет?" - спросил Свет у Небытия. Но не было ответа. Пристально вгляделся в облик - темно и пусто: сколько не смотри - не увидишь его, слушай - не услышишь, тянись к нему - не коснешься.
"Вы - само совершенство! - поразился Свет. - Кто еще способен достичь такого совершенства? Я могу либо быть, либо не быть, но разве  я могу абсолютно не быть? Как же Небытию удалось этого достичь?"
 
   Это одна из моих самых любимых даосских притч: распечатанная на листе бумаги, она всегда висит на стене для напоминания, что совершенство вопреки общему мнению все же возможно. В числе общего даосского концепта притча о Свете и Небытии - один из важных фреймов, говоря языком когнитивной науки. Даосских текстов в тысячи раз меньше, чем буддистских и христианских, а сами тексты очень коротки, избавлены  от вводных слов, определений и  фигур речи - в них нет метафор или аллегорий, они сами по себе - аллегорические указания. Мне нравятся даосские тексты. Я счастлив, существовали люди, написавшие их, счастлив, что имею удовольствие, честь, возможность анализировать эти удивительные ментальные репрезентации истины, просветления. Это как слышать отзыв о лучшем вине от лучшего сомелье.
 
  • Как-то раз Чжуан-Чжоу увидел себя во сне весело порхающей бабочкой. Чжуан-Чжоу блаженствовал и не осознавал, что он - Чжуан-Чжоу. Проснувшись, он удивился тому, что он все-таки Чжоу, и никак не мог понять, снилось ли ему только что, что он - бабочка, или сейчас бабочке снится, что она - это он. 
Это и есть то, что называют превращением вещей - в то время, как между Чжоу и бабочкой непременно существует различие. 
 
  Практика дао предполагает... Нет, категорически нет! - слишком просто было бы перечислить набор действий, ведущих по пути у-вей. Практика дао ничего не предполагает кроме битья бамбуковой дубинкой. Медитации, трансформации, изменение мировоззрения, голодание, недеяние - все это камни, которые потащит на себе неофит. Вопрос в том, что этого несчастного лицемера заставило поверить, что он выбирает путь дао.
  Однажды я беседовал на "Сландо" с адептом одного из восточных учений, он искал единомышленников - тех, кто, как и он, выбором трудится над между реальностью и иллюзией. Я заговорил с ним ни о чем, потом коснулся как раз этих самых главных вопросов - просветления, распознания, и он меня спросил, какое учение я исповедую. Я сказал, что никакое, и тогда он заговорил снисходительно, он сказал, что, видимо, для меня это всего лишь игры. Вот - он и есть тот неофит (то есть, видимо, уже полноценный адепт), который тащит на себе разные камни, изобличенный всеми учениями, в том числе и тем, которое исповедует.
  Учение дао (возможно, единственное из всех) никогда не скатывается до нравоучений. То Дао, которое можно выразить словами, не есть постоянное дао. Интеллигентный китайский библиотекарь Лао Цзы (сейчас некоторые уже стали называть его Дао Цзы) отправил в человечество долгоиграющий посыл, его идея неисчерпаема. Имя, которое можно произнести, не есть постоянное имя. Слово "дао" в Китай явно пришло из Средиземноморья - слишком оно перекликается со словами Део, Тео, что значит бог. Дэвы, Зевс, Дьявол - все это тот же корень, но отличие дао от всех персонифицированных сил в том, что оно, имея имя, продолжает оставаться безымянным. "Безымянное - начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей". Дао есть в словах "теософия", "теология", "идея", "идеология", "атеизм". 
  Истинное искусство дао заключается в умении распознавать. Сборник притч под названием "Дао дэ дзин" (еще говорят "Дао дэ цзин") как раз этому и учит. Если ты следуешь Дао - попадешь в иллюзорный мир, ведь Дао - это имя. Если ты собираешься идти дальше - не следуй Дао, следуй безымянному. 
  Если же ты увидишь имя Дао, а рядом еще какое-нибудь словцо (например, как в этом моем посте - меч дао, путь дао, дао любви, великое дао) а уж тем более такие ходовые выражения, как женское дао, творческое дао и т.д. - знай, это - заведомо ложный посыл, рекламный трюк, - истинное дао никогда не подстраивается под тебя, не ищет подхода, ты ему просто не нужен, у него нет мотивов - ведь оно и так счастливо и совершенно. На самом деле у дао нет никакого меча - ему не с кем сражаться. И конечно, у него нет пути.  Дао - не женское и не мужское - не инь и не ян: чтобы эти два слились воедино, надо суметь их распознавать. Недеянием небо достигает чистоты, а земля - покоя. При слиянии этих трех персонажей развивается "тьма вещей". Вот и вся даосская теогония.
Если вы еще не читали "Дао дэ цзин", почитайте, - рекомендую. Это небольшой сборник древних текстов, брошюра. Традиционно приписывается Лао Цзы (настоящее имя, если верить Сыма Цяню, - Дань Ли). Лао Цзы жил в VI-V в.в. до н. э. и был, как я уже сказал, библиотекарем (архивариусом) при дворе великого китайского просветителя Конфуция. Стало быть, время его жизни и творчества пришлось на самый расцвет греческой философии, а значит вполне вероятно, что образованный библиотекарь, как и мы с вами, любил почитать на досуге заграничные прогрессивные мысли, которое в свою очередь тоже были почерпнуты из заморских (скорее всего, египетских) библиотек. Так что, отбросим мистицизм, и насладимся чудесной авторской репрезентацией истины, мудрым виденьем природы вещей, которое завещал нам интеллигентный китайский библиотекарь.
 
  P.S.  Подробности жизни мастера Лао Цзы мы можем узнать из записок его ученика - императора Кунфуция, так и не сумевшего постичь суть дао.
 
Великое Дао
Просмотров: 874 | Добавил: AlexS | Теги: Путь, Лао Цзы, Меч, цзин, дзин, де, любви, великое, Дао, Женское | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 1
avatar
1
император Кунфуций, для которого восточная культура - родная, так и не сумел постичь суть дао. как же его может постичь человек из совершенно другой - славянской - культуры?
avatar

Форма входа

Поиск по сайту

"Я" и Социум

Взаимодействие человека и общества проблемы и перспективы"

Новое на сайте

Инфообщество

Человек в информационном обществе"

Загадки человека

Телепатия в будущем

Гендер

Психология феминизма"

Арт-терапия

Теория катарсиса

Отношения

Когда женщина боится мужчину

Новости блога

Семиотика

Фаллический символ

LI

Статистика