Вопрос "В чем суть жизни?" присутствует в любой философской системе. Любая концепция оправдывает свое существование, подгоняя саму себя под этот витальный вопрос.
Общее представление о том, каков должен быть ответ, складывается, во-первых, из морали, привитой нам в детстве (семья, школа), во-вторых, из того, что подсказывает нам наше тело, которое фактически и служит единственным реальным проявлением жизни в нас, и в-третьих, из опыта наших отношений с другими людьми, обществом. Все три фактора противоречат друг другу. И тут наше естественное стремление к гармонии заставляет нас врать. Что-то мы интерпретируем иначе, чем воспринимаем. Что-то стараемся не видеть и очень скоро привыкаем к этому "невидению". В итоге мы превращаемся в персонажей антиутопии, становимся предметом исследования Эриха Фромма, безликим электоратом, взрослым населением, потребителем продукции СМИ. Мы не смогли согласовать в себе действие трех факторов, пытавшихся нас научить в жизни. Мораль учителей и родителей, телесные желания и потребности, собственный опыт взаимоотношений - эти трое стали врагами, а мы оказались в дураках.
Эпоха, когда традиционные ценности начинают вырождаться, а новые еще не сформировались, заставляет человечество мобилизовываться и по-новому углубиться в понимание жизни. А значит нас ждут новые порывы экзистенциального поиска, новые шквалы метафизического бунта.
|