Мы знаем, что у человека две ноги и две руки. Что в основе его аминокислоты, ДНК, белки... Что благодаря труду он обрел развитую психику и стал разумным, а до того был диким животным. Что по отношению друг к другу он то ли друг, то ли волк.
Но мы хотим знать другое. Мы жаждем знать, "что же, собственно, очеловечивает человека?" "(©, Дуглас Коупленд).
Или так: если выбрасывать из человека элементы составляющие его, то что мы должны оставить, чтобы человек остался все еще человеком?
По Ницше, человек - это мост, то, что нужно преодолеть (значит, нечто незрелое, личинка). По Аристотелю, суть человека - те из его характерных свойств, которые нельзя изменить так, чтобы он не перестал быть самим собой (иначе говоря: что-то, являющееся чем-то, потому что имеет свою индивидуальную суть, - но разве это определение подходит под все сущее?). Человеку приписывают некие чисто человеческие особенности (воля, разум, чувства, способность к общению и т.д.), которые на самом деле присущи и многом другим животным.
Цели достигает тот, кто ясно мыслит, иначе цель застилает туман заблуждения. Нам, стремящимся понять суть жизни человека, его предназначение и найти "правильную" мораль и гармонию с окружающим миром, - нам прежде всего следует как можно яснее выразить определение самого человека.
Что мы называем человеком чаще? Что впервые названо человеком? Какие чувства возникают в первое мгновение, когда мы слышим слово "человек"? Что говорит народная мудрость о человеке? Все ли представители рода хомо-саниенс люди? Если все, то не исключим ли мы неверным определением из этого рода тех, чей уровень человечности ему не соответствует.
Человек есть человеческое тело, и человек есть человеческое... нечто... это... оно. Называть ли его душой или сознанием? Разве это упрощает нашу задачу? Людей то много, да человека нет, как говорит пословица. Человек - человеческое - человечность - гуманность... Какие у вас возникают аллюзии? У меня - доброта, эмпатия...
От чего же плясать?
Трактовки, предлагаемые древними религиями, вызывают сомнения у философов. Микрокосм, сосуд с душой, машина с сознанием, слоистый бутерброд из уровней разной вибрации, сложная высокоразвитая психика - такие определения не дают философу достаточно зацепок для развития концепции мира, в которой существует человек. Душа человеческая остается загадкой, а тело, изученное под микроскопом, не более, чем тело животного, которое хочет жить, есть и размножаться - то же, что делают все растения.
Так и есть, основная составляющая часть человека - эволюционировавшее животное, и вокруг этой части вертится весь его быт: это просто окультуренный животный быт. Город - это окультуренный муравейник, не более того. В нем есть все, что нужно телу плюс индустрия развлечений.
Развлечения... Возможно, вы скажете: вот, это и есть то, что отличает нас от обезьян! Да, наши так называемые развлечения более высокого уровня, чем развлечения других животных. Но развлечения приматов и грызунов тоже ведь отличаются.
...Вторая сигнальная система (от выражения "вторые сигналы" - сигналы сигналов), то есть то, что позволяет нам мыслить абстрактно, отвлеченно, по Павлову. Вторая сигнальная система представляет собой "отвлечение от действительности" и "обобщение, что и составляет наше личное, специально человеческое, высшее мышление". Также Павлов доказывает, что этим заведует кора головного мозга. Способность к обобщению обеспечивает нам неограниченную возможность ориентации в окружающем мире, благодаря ей были созданы науки и искусства.
Ограничимся ли определением, что человек - это способность обобщать и абстрагироваться? Известно, что люди с низким уровнем IQ неспособны к этому. Но разве они не люди?
Есть нечто сотворенное или зародившееся, эволюционировавшее, а может быть, заброшенное из космоса - неважно.
Важно другое - то, что это нечто желает выйти из тьмы и тумана, быть определено, увидено самим собой. Это нечто - наблюдатель, умеющий быть осознанным и сохранять в себе образы, на основе которых оно строит концепты и целую картину мира. Самопознание - его цель. Но взгляд, которым встречаются друг с другом люди, - он говорит прежде всего: враг ты или друг, но я и ты - одной природы, даже если интеллект этого человека не позволяет обобщать и абстрагироваться. Что же нужно развить в себе животному или чего не хватает компьютеру, чтобы при взгляде друг на друга мы понимали, что у нас общая суть?
А если исключить нашу смертность, останемся ли мы людьми?
...Осознание собственной смертности, как одно из основных свойств, отличающих нас от "не нас", обсуждалось некоторыми философами-экзистенциалистами. Бессмертные боги и животные не знают, как это - понимать, что однажды ты навсегда умрешь. И ты ведь в самом деле умрешь, и в этом вопиющая безысходность твоего пути. Осознание собственной смертности изменяет качество жизни человека, заставляет бороться с вечной тревогой и выстраивать безумные концепты, как-то оправдывающие тленность существования. Осознание смертности стоит у истоков нашей двойственности. Трагизм - особое чувство, и едва ли кто-то еще кроме человека способен его ощутить.
Принадлежность к обоим мирам - высшему и низшему, и одновременно ощущение отторгнутости ("несостоявшееся животное", "недобог"). Богоборчество. Неприкаянность. Желание быть любимым, признанным, обогретым и при этом - мизантропия. Огромный подвал подсознания, куда можно сбрасывать всю боль и все страшные воспоминания, все нереализованные страсти. Способность быть добрым, прекрасным, творческим. Понимание, что хорошо, а что дурно, что цивилизованно, а что дико, и вместе с тем, несмотря на страх, желание совершать чудовищные эксперименты с собой и обществом, вечная борьба с этим самым обществом - самодостаточным сверхорганизмом, из-под власти которого нельзя вырваться, пока живешь на этой планете. Способность понимать юмор, быть ироничным. Парадоксальная противоречивость. Вот все это, каким-то образом интегрировано в единый формат "потенциально человеческого" зародыша и вложено в сердце ребенка, чтобы постепенно раскрыться или остаться непроросшим и сгнить. Сколько-то прорастает, сколько-то сгнивает. А ведь естественный отбор никто не отменял. А это значит, что человеческое в каждом человеке постоянно борется с нечеловеческим за право существования.
Человеческое - это временно живое, осознающее, что оно временно живое. Человек очеловечивает все, на что падает его взляд, его свет. Даже собаки, очеловечены вблизи человека. Даже растения. Без человека они превращаются в бессмертную флору и фауну.
Человек - это исчезающие круги на воде, желающие выжить и быть бессмертными - трагически страдающие, любящие, ненавидящие...
|