Собственно, свобода человека - весьма и весьма относительное и нередко условное понятие.
Прежде всего, это истинная свобода - личное ощущение, о котором непросто рассказать: оно достигается индивидуально, часто - бессознательно. Это не условие, при котором человек может жить определенным образом, это состояние человека, не зависящее от внешних условий.
В "Новой философской энциклопедии" говорится, что свобода - это идея, отражающая отношение человека к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены внешними факторами.
В своем же основном (привычном) значении свобода - это спекулятивно-политическое понятие, мало относящееся к природе человека и придуманное для того, чтобы использовать его в качестве виртуальной валюты, бартера или объекта купли-продажи. Такую свободу, не имеющую для человека биологического абсолютно никакой ценности, нередко обменивают на истинную свободу, превращая его в раба. Такая свобода не ограждает человека от внешних факторов, а наоборот - втягивает, предварительно ассимилировав в себе ценности всевозможных "измов". Для человека социального имеет значение право, регламентированное государством. Свобода же - формальное приложение права.
Свобода человека - возможность проявления человеком своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
Согласно некому Миловидову, "в основе понятия "свобода" лежит не конкретное какое-либо впечатление или ощущение, а высшее, мистическое начало, преимущественное право, свойственное божеству". Однако в наше время понятию свободы мистическое начало не приписывается.
В Википедии описана эволюция понятия свобода: "В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий". Сократ говорил о свободе в судьбе, Аристотель - уже о свободе от деспотизма. В средневековье говорилось о свободе от греха, а в эпоху
Возрождения - о свободе совершенствования. Еще большая трансформация понятия началась с развитием английской, немецкой философии, которые постоянно пытались отобрать у церкви монополию на определение свободы. Хайдеггер говорит о страхе, как основном состоянии бытия, стимулирующем человека к свободному выбору себя самого, как высшей ценности. Согласно Ясперсу, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть растворения в Едином.
Стоп!
Не правда ли, каждый из великих философов кажется разумным и убедительным, несмотря на серьезные различия в трактовке понятия свободы?
Свобода человека... Она есть в нас с рождения, и нет необходимости ее искать или достигать. И это не то, что требуется объяснить, защитить, отстоять, обеспечить.
Перед теми, кто манипулирует этим понятием, стоят другие задачи. Свобода человека - это то, что требуется отнять, заменить. Вопрос вовсе не философии, а идеологии. Современные выдуманные концепции могут превосходить несовершенные и противоречивые трактовки философов прошлого. Технологии вроде "Окна Овертона" нынешним идеологам в помощь.
|