Аватары: индустрия, профессии, возможности...


   В будущем у каждого человека появится по несколько аватаров, материальных и цифровых. 
Идеи, описанные в фильмах «Суррогаты» и «Аватар», перестанут быть фантастикой.

   «Представьте себе армии, состоящие из бимарионов, управляемых дистанционно. Даже если Вашего бимариона уничтожат, вы отключитесь от канала связи и обнаружите, что сидите у себя дома, целы и невредимы». «Генератор желаний», Александр Лазаревич, 1986 г.
   Многое, что сейчас по инерции кажется нам фантастикой, на самом деле, уже имеет научную базу для реализации. 
   В частности, технологические предпосылки есть к созданию аватаров разной природы – виртуальной, hard&soft и биологической. Можно предполагать четыре пути развития темы аватаров, которые не исключают друг друга. Аватары разных видов станут сосуществовать в одном с нами мире. Для обслуживания всей этой развеселой братии цивилизации придется создать грандиозную индустриальную инфраструктуру с целым спектром профессий, своих для каждого вида аватаров.
   Парадокс: аватары одновременно сотрут грань между реальной и цифровой жизнью, но и предотвратят полный переход человека в виртуальность. Обладая расширенными возможностями, человек сможет и захочет пользоваться преимуществами обоих миров.
   Слово «аватара» можно перевести с санскрита как «нисхождение», «явление», «воплощение» и «проявление». Это термин в философии индуизма, используемый для обозначения нисхождения бога из духовного мира в более низкие сферы бытия. 
   В современном светском смысле аватара или аватар – это графическое alter ego человека/пользователя, представляющее его виртуально и выражающее черты его личности (либо желаемый образ). В новом значении термин был впервые использован в компьютерной игре Habitat в 1986 году, но популярность приобрел после упоминания в культовом киберпанк-романе фантаста Нила Стивенсона «Лавина», вышедшем в 1992 году.
   По истории интернета и игр можно проследить эволюцию аватара. В эпоху MUD-игр его представляли в виде текста. Затем появились двухмерные изображения для веб-форумов, чатов, блогов и соцсетей. Далее пришло время трехмерных аватаров для игр и виртуальных миров. 
   По логике цепочки, аватарам есть куда развиваться дальше, а наука и технологии уже в процессе создания материальной базы для нового воплощения аватаров.

   


Гиперреалистичные виртуальные аватары

   Игровые аватары нового поколения на экранах девайсов станут визуально неотличимы от людей. Достаточно наглядно демонстрирует прогресс в этой области развитие анимации. Например, при создании анимационного фильма «Рататуй» у крысенка Реми было прорисовано 1,15 миллиона волосков. 
   Вероятнее всего, направление гиперреалистичных виртуальных аватаров будет активно развиваться в рамках социальных многопользовательских игр и виртуальных миров (The Sims, Second Life и др.). 
   Профессия дизайнера аватара в рамках игровой индустрии существует уже в наши дни. В ролике показан процесс создания Second Life аватара из фотографий реальной девушки с помощью специального софта Deep Paint 3D. На весь процесс создания индивидуального аватара у дизайнера уходит 40-60 часов. Только показанное текстурирование занимает 4-5 часов.

Аватары-андроиды

   Футурологи считают, что это только вопрос времени: когда цифровые аватары станут переходить из двухмерного в трехмерное реальное пространство. Уже на момент выхода фантастического боевика «Суррогаты» режиссера Джона Мостоу в 2009 году существовали устройства, способные в той или иной мере обеспечить функционал «суррогатов». Это, в частности, устройство телеприсутствия, позволяющее наблюдать за удаленными событиями и влиять на них информационно и физически.
   Вполне вероятно, что человек будущего обзаведется целым парком личных аватаров: вдобавок к гиперреалистичному цифровому образу он будет создавать точно такого же, но уже материального аватара-андроида, мемариона. 
   Мемарион (МЕханическая МАРИОНетка) будет представлять собой небиологический модуль тела с дистанционным биоинтерфейсом, способным подключать носитель человеческого сознания. Не так давно мы писали о роботах-геминоидах японского ученого Хироси Исигуро, для которых достаточно точно скопирована внешность человека. 
   Автоматически появится несколько профессий, связанных с виртуальными аватарами. Отличие аватара-андроида от аватара-мемариона в том, что первый будет человекоподобным и, как правило (но не всегда) повторяющим внешность оператора, а второй – не обязательно человекоподобным: сознание человека можно будет переносить, например, в летающего робота.
   Дизайнер аватаров. Скорее всего, у человека будущего появится по несколько виртуальных и реальных аватаров с разным дизайном на все случаи жизни. Они смогут, к примеру, присоединиться к нам за обедом, ходить по улицам среди обычных людей, поддерживать беседу и обслуживать мероприятия. Или же их внешность будет выражать человеческое самоощущение, черты личности, а это простор для фантазии.
   Менеджер отношений с аватарами. Пространство, наполненное идеально человекоподобными виртуальными аватарами, будет территорией полной свободы. А в какой-то момент они перешагнут черту, разделяющую миры. 
   Реальным людям, стоящим за ними, понадобятся специалисты, решающие важные задачи в отношениях реального человека со своим виртуальным и реальным аватарами, а также в отношениях живого человека с аватарами других людей (как психологических, так и социальных). И то и другое будет нести множество потенциальных опасностей, в частности, это психологическая зависимость, полное делегирование материальной жизни аватару, привязанность к аватару, а не живому человеку и т. д.
   Криминалист со специализацией на аватарах. Вполне вероятно, появятся и такие профессии. Ведь если аватар будет на экране и в жизни неотличим от живого человека, это создаст возможности для преступной деятельности – полиции будущего придется разбираться, совершил ли преступление непосредственно человек или управляемый кем-то аватар. И если аватар, то кто им управлял: хозяин или злоумышленник, который хакнул чужого аватара?
   Оператор мемариона-космонавта. Небиологические аватары, мемарионы, будут широко использоваться в работах, связанных с экстремальными для человека условиями, например, в открытом космосе и при освоении планет с убийственной для человека гравитацией/ температурой/атмосферой.
   Оператор спасателя-андроида, спасателя-мемариона, солдата-андроида и солдата-мемариона. Есть простой ответ на вопрос о том, почему в нечеловеческих условиях и чрезвычайных ситуациях (спасательные работы, устранение последствий катастроф, борьба с преступниками, военные действия, работа на пожарах и в условиях радиационного загрязнения и т. д.) люди будут во многих случаях использовать именно андроидов и мемарионов, а не обычных роботов. 
   Это удобно и эффективно, поскольку подключая свое сознание к интерфейсу мемариона/андроида, человек сможет моментально реагировать на ситуацию и транслировать машине человеческую интуицию и неповторимую инсайтогенерацию. Одна из технологических предпосылок к созданию таких аватаров – активное развитие технологии экзоскелетов.
   Достаточно распространена идея, что со временем большинство людей переселятся в цифровую среду, а их материальные оболочки будут всю жизнь лежать в капсулах или особых креслах. Скорее всего, это крайность: вряд ли человечество захочет полностью отказаться от радостей реальной белковой жизни. 
   Наиболее вероятный вариант развития событий: аватары-андроиды и мемарионы дополнят жизнь «белкового» человека. Парадокс в том, что они одновременно сотрут грань между реальной и цифровой жизнью, но и предотвратят полный переход человека в виртуальность. Обладая такими дополненными возможностями, человек сможет и захочет пользоваться преимуществами обоих миров.

Аватары-химеры

   Это весьма интересный тип аватаров, но он поднимает массу вопросов этики, религии, безопасности и правового статуса аватаров. Опасности, связанные с появлением аватаров-химер, частично описаны в фильме Splice («Химера»): в частности, там поставлен вопрос о том, что химера может оказаться существом с интеллектом, личностью, своей моралью (или ее отсутствием), ядовитым жалом и способностью менять пол по обстоятельствам (если ему достались гены от животных с аналогичной функцией). Таким особо не поуправляешь.
   Создание синтетических людей-аватаров со свойствами различных животных или даже инопланетян (знакомство с ними по теории вероятностей все же может состояться), служащих скафандрами для своих операторов, а в остальное время пребывающих в искусственном сне – идея заманчивая, но чрезвычайно опасная с этической точки зрения. 
   Ведь когда смотришь «Аватара» Кэмерона, невольно задаешься вопросом: «А что было бы, если дать аватару Джейка проснуться и жить самостоятельно, параллельно с самим Джейком? Это был бы "пустой" продукт генной инженерии или самостоятельная личность?» 
   Ответ: скорее всего, это была бы самостоятельная личность (при условии наличия мозга). Лишенная памяти, опыта и навыков условная личность, но условная только потому, что ее все время держали во сне, а не давали жить, как обычному человеку.
   Тем не менее, мораль цивилизации пластична по своей природе: люди, жившие пару тысяч лет назад, вряд ли в полной мере поняли бы нашу социальную мораль. Деньги, технологические возможности и вопросы выживания исторически раздвигают этические рамки неограниченно. 
   Так же и для наших далеких потомков вопросы биоэтики (запрет на генные эксперименты с людьми, использование аватаров, созданных из генов человека и земных животных/инопланетных людей/инопланетных животных) могут отпасть в рамках новой морали, которую мы пока не можем себе представить из-за недостатка данных о том, как будет развиваться цивилизация.
   Если аватары-химеры действительно появятся в далеком будущем, то возникнут и профессии, связанные с ними.
   Генный дизайнер аватаров – это генный инженер, создающий аватара-химеру по индивидуальному заказу или по определенным характеристикам (жало; непробиваемая кожа, как у носорога; крылья; кожа, как у хамелеона, и др.), необходимым в конкретных условиях использования.
   Стилист аватара-химеры – звучит диковато, но заказав «базовую» внешность аватара-химеры, операторы, наверняка, захотят изменять «имидж» своих аватаров. Это предполагается самой парадигмой отношения.
   Космический оператор аватара-химеры – это будет как раз та профессия, которая описана в «Аватаре», то есть фактически колонизатор планеты, который для удобства, безопасности и лучшего контакта с аборигенами работает в теле, приспособленном для инопланетных условий. И тут важный момент: аватар из фильма – именно химера, а не бимарион. Ведь не будь у него мозга, невозможен был бы окончательный переход Джейка-человека в тело аватара.
   Хранители и врачи аватаров-химер – такие аватары будут существами из биомассы, а значит, для них будут так же естественны болезни и физические повреждения. Кроме того, сама идея биологического аватара-химеры подразумевает, что это существо не имеет своего опыта, у него не было ни родителей, ни детства: оно то подключено к мозгу оператора и управляется его личностью, то погружено в состояние сна. 
   Соответственно, обслуживать, обследовать и подлечивать спящих аватаров нужно будет специальным сервисным специалистам.
   Вполне возможно, что общество все же не сможет удержаться от соблазна использовать биологических аватаров-химер с собственным мозгом. В этом случае, придется защищать их права, как бы абсурдно это ни звучало, поскольку их права изначально нарушены. Ведь отношение к таким биоскафандрам может перейти всякие границы морали и человечности.
   Вообще тема аватара-химеры довольно опасная: общество, где набор индивидуальных биологических аватаров будет по сути тем же, чем сейчас является личный парк спортивных машин, может оказаться ничем иным как территорией биотехнологического фашизма. 
   Всегда будет открыт вопрос о том, что аватар-химера несамостоятелен только по причине «недопуска» к собственной личности: он, как в фильме «Аватар», будет либо погружен в искусственный сон, либо «занят» чужими мозговыми импульсами. Личность и собственное «я» не будут в нем реализованы только из-за установки, что биологический аватар – это «скафандр», сделанный по заказу под конкретные цели и конкретного оператора. 
   Кроме того, наверняка мозг и подсознание аватара будут конфликтовать с мозгом и сознанием оператора. Нам и потомкам в даже относительно далеком будущем вряд ли удастся узнать, что и кого будут представлять собой аватары-химеры на самом деле: «искусственных людей» или «живых автоматов». 
   К слову, еще совсем недавно животные считались «живыми автоматами», но в наши дни нейронаука выяснила, что у них есть концепция смерти, концепция игры, неврозы, узнавание себя в зеркале, способность пользоваться инструментами и создавать некие артефакты – и еще много всего, что принято считать человеческим (дельфины вообще, как выяснилось, называют друг друга по имени). 
   Можно предполагать с большой долей вероятности: создание аватаров-химер будет потенциально возможным с технической точки зрения. Но сомнительна перспектива реализации этой идеи с этической точки зрения.
Биологические аватары-бимарионы и андроиды-мемарионы станут расширениями человека. 
   Скорее всего, у человека будущего появится по несколько виртуальных и реальных аватаров с разным дизайном на все случаи жизни, как парк автомобилей или гардероб.

Аватары-бимарионы

   Самым интересным вариантом, относительно снимающим этические вопросы, будет создание аватаров-бимарионов. Бимарион – слоговая аббревиатура, означающая «БИологическая МАРИОНетка». 
   Бимарионов также называют в фантастике модулями тела и представляют как живое тело (не обязательно человеческое) без собственного мозга, но с дистанционным биоинтерфейсом, к которому сможет подключаться оператор.
   Нечеловекоподобным бимарионам можно будет придавать вид любого реального животного или синтетического существа, даже инопланетного человека. Поскольку аватары-бимарионы априори будут создаваться без мозга (или с очень ограниченными мозговыми функциями), то можно условно говорить о том, что это не подразумевает причинения вреда некоему существу, способному жить самостоятельно. 
   Разумеется, с оговоркой, что человека мы определяем как мыслящее существо, то есть обладающее мозгом как «емкостью» для личности. Но и тут, наверняка, будет масса этических, религиозных, философских и юридических противоречий, прений, нормативов и ограничений.
   Вероятно, первыми бимарионами (с прижизненного сознательного и добровольного согласия) станут пациенты, мозг которых умер в результате болезни или травмы, а тело при этом здорово. 
   Развитие разных технологических направлений для создания аватаров, в конечном счете, прямо связано с темой бессмертия. Если размышлять дальше, в далеком будущем оцифровка мозга позволит с помощью бимарионов воссоздавать умерших людей. Это основание для появления таких профессий, как оцифровщик мозга и куратор переноса оцифрованной back-up версии личности умершего человека в бимариона («душеприказчик эры аватаров», «возрождатель»?). 
   Человек вернется к самому себе. И наверняка тут же закажет аватара-бимариона для себя, возрожденного человека-бимариона. Ведь создание в будущем аватаров-бимарионов и аватаров-мемарионов несет космический потенциал индустрии моментальных путешествий, которую будут обслуживать туроператоры и технические специалисты для аватар-путешествий. Будет, чем заняться.






Взято из http://zillion.net/ru/blog/227/avatary-industriia-profiessii-vozmozhnosti-novyi-mir
Категория: Психогигиена | Добавил: Zdorovyj-Duh (16.10.2013)
Просмотров: 1387 | Теги: виртуал, Суррогат, Аватар, Профессии, возможности, индустрия, будущего, человек, бимарион | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar