Аполлон и Дионис: конфликт
Центральная мысль работы Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» — различие аполлонического и дионисийского начал, как противоположность порядка и хаоса, конфликт стихий. После вклада Ницше в философию и культуру говорить о Древней Греции без этих понятий сложно.
Особенно важным в линии развития философской концепции Ницше является именно дионисийское начало, ибо оно является основой всей теории. Конфликт Аполлона и Диониса есть причина, порождающая трагедию. После создания "Рождения трагедии" каждое новое утверждение Ницше происходит с учетом существования в человечестве дионисийского начала. С тех пор Ницше оценивает любые социальные явления, любые ценности по тому, насколько они приближены к Дионису или удалены от него. Следовательно с определенного момента Дионис становится для Ницше некой универсальной мерой ценностей и явлений, и это в значительной мере влияет на формирование его учения.
Даже у Христа Ницше обнаруживает дионисийские признаки. Каждый из героев древнегреческих трагедий, которому философ уделяет внимание, носит маску Диониса. Да и сам Ницше в конце концов станет отождествоять себя с этим мистическим персонажем и даже будет подписывать письма к родным и друзьям именем Диониса. Знаменитый сверхчеловек Ницше - тот же Дионис.
Дионис - противоположность Аполлона. Аполлон - значит «сверкающий», он высвечивает в темноте, другими словами определяет границы. Следовательно Аполлон - бог формы и меры.
Все ограниченное имеет свою меру, поэтому имя Аполлона связано с возникновением закона и государственности. Аполлон - это упорядоченность и рационализм во всем - в музыке, архитектуре и даже войне. Порядок создает ограниченное, оформленное, индивидуальное.
Дионис же - это выход за любые пределы, потеря индивидуального через слияние в коллективное - экстаз, мистерия, буйство, безудержный сексуальный акт, конфликт чувств, абсолютная свобода.
| |
| |
Просмотров: 6398 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
0
| |