Вы когда-нибудь чувствовали, что на работе вы – один человек, а в остальное время жизни – другой? Приходится ли вам, общаясь с коллегами и начальством, притворяться, вести себя искусственно и скрывать свои настоящие мысли, чувства и эмоции? Если да, то как вы относитесь к этой неприятной и утомительной обязанности носить маску? Пытались ли найти этому причину и оправдать свое поведение или наоборот – всячески сопротивлялись и демонстрировали всем налево и направо, что вы – личность уникальная и неповторимая?
К чему приводит хроническая симуляция
Вполне возможно, ваша работа требует от вас, чтобы вы вели себя в меру сдержанно и сухо – в рамках определенного этикета и профессиональных традиций. Например, если вы – полицейский. Но что, если ваше поведение на работе – результат подчинения неписанным правилам, которые выработались еще в те времена, когда ни вы, ни другие сотрудники еще не работали в коллективе? А иногда причиной притворства и лицедейства на работе бывает несносный босс, то и дело устанавливающий собственные правила и порядки. Бывает, что и сами работники уверены в том, что напускная серьезность и надувание щек добавит им авторитета и значимости и подражают тем, кого сами считают авторитетным. Какие бы факторы не обуславливали эту проблему, современные исследования и практические наблюдения показывают, что хроническая симуляция приводит к психическому перенапряжению и становится одной из главных причин синдрома выгорания.
Что такое быть собой? Существует расхожая поговорка, приписываемая Оскару Уайльду: «Будь собой, ибо все другие места уже заняты». Действительно ли так говорил известный английский писатель или это придумал кто-нибудь другой – неважно: идея-то разумная. И более, чем когда-либо, эта идея актуальна для тех, кто является частью рабочего коллектива: чем больше в нем тех, кто не боится быть естественными, тем более открытой и творческой будет рабочая атмосфера. Быть собой – не значит надевать бикини на работу или приходить на нее прямо с ночной вечеринки, поскольку такое поведение говорит лишь о легкомысленности и отсутствии уважения к окружающим. Быть собой на работе – значит быть подлинным и открытым, независимо от профессии и занимаемой должности.
Зачем быть собой? Такое поведение более эффективно с точки зрения профессиональной деятельности и более комфортно для психики и разумно с точки зрения психогигиены. Люди, которые ведут себя на работе естественно и непринужденно, значительно счастливее и меньше других подвержены стрессу. Вот четыре убедительных довода, зачем быть собой на работе. • Носить маску и постоянно притворяться – тяжелая работа, требующая психического напряжения и симуляции несвойственных эмоций; освобождение от этой обязанности приносит облегчение и освобождает психические силы для творческой деятельности. • Будучи естественным, легче завоевать доверие и построить отношения, а это очень важные моменты не только в профессиональной, но и любой другой деятельности. • Открытость улучшает командную работу и помогает вашему коллективу стать более эффективным. Позволять друг другу быть собой, принимать причуды друг друга – значит создать комфортную, непринужденную атмосферу. • Ощущение непринужденности на работе стимулирует рабочий процесс. Люди, которые чувствуют себя естественно на рабочем месте, более мотивированы и меньше нуждаются в контроле со стороны руководства. Это облегчает жизнь и подчиненным, и начальству.
Как быть собой и не копировать других На самом деле это не так уж сложно. Даже если идея открыться шире и проявить немного индивидуальности кажется трудновыполнимой, вы можете преодолеть эту проблему, если последуете следующим рекомендациям. • Постарайтесь меньше критиковать себя и принять таким, какой вы есть. Каждый человек отличается от других уникальными чертами характера – именно их не стоит скрывать, чтобы быть более интересным и привлекательным. • Поставьте под сомнение ваши убеждения о том, каким вы должны быть. Возможно, именно желание быть похожим на того, кого вы считаете авторитетным, заставляет вас подавлять собственную личность. Проанализируйте свое поведение, пересмотрите ценности и вам будет легче освободиться из этой ловушки. • Научитесь говорить о том, что вы чувствуете и чего хотите. Окружающие не умеют читать мысли, и до тех пор, пока вы им не объявите о своих чувствах и желаниях, а будете прятаться под маской, никто о них не узнает. Это один из способов создать себе более комфортные условия на работе – так вы проявите естественную заботу о здоровье своей психики. Умение и привычку вежливо, прямо и решительно выражать свои мысли и цели называют ассертивным поведением. Освойте его принципы – и увидите, как жизнь меняется в лучшую сторону. • Вы не обязаны быть похожими на всех остальных на работе. Не бойтесь давления со стороны коллег, если вы отказываетесь посещать корпоративные мероприятия. Все, что имеет значение на работе, – ваша эффективность. Остальное – дело вашего выбора. Поэтому ориентируйтесь прежде всего на собственные вкусы и предпочтения, следуйте своим привычкам и интересам. • Учитесь и развивайтесь – всегда будьте готовы к тому, чтобы изменить место работы. Страх потерять работу делает вас зависимым и покорным: в таком состоянии трудно быть собой. Если вам удастся избавиться от этого негативного чувства, вам будет легче следовать предыдущим рекомендациям.
| |
| |
Просмотров: 1513 | | |
Всего комментариев: 0 | |