Экзистенциальный разум и экзистенциальное общение
  
"Я не знаю; за пять лет из всех историй, который ты мне рассказал, я уверен, что правдивых было штуки четыре. Вот о том, как ты обувь покупал. Тебе, похоже, претит понятие честности и искренности. И не потому, что ты патологически лжешь, просто вот ты никогда не говоришь правды. Кто-нибудь вообще знает, что действительно происходит в твоей жизни?" (с)

"Существует ли человек, который выдержит то, что каждый божий день я буду унижать его, критиковать и смеяться над ним, говоря ему своё "я ненавижу тебя так, что даже готов отдать тебе всего себя"?" (с)

    
   
   Общение - процесс обмена информации между людьми. Общение с позиции экзистенциализма - помнить, что другой - тоже существует, другой, как и вы, чувствует себя изнутри. Мы все по своей природе нуждаемся в честном, откровенном общении. Но разве нас учили по-настоящему  этому искусству? Мы заводим друзей, поддерживаем отношения, ищем ответы в книгах и интернете, но порой понимаем, что мы по-прежнему мало знаем о том, что такое настоящее общение. 
   Язык прогрессивного человечества, увлеченного процессом адаптации во времени, не хочет или не умеет правильно сформулировать простые истины, заменяет точные определения на туманные аллегории.
   Станет ли общение людей в будущем более экзистенциальным? Может мы все еще слабо понимаем, что это значит?

 Набираем в Гугле "экзистенциальное общение", находим интересную статью Ильи Рейдермана "Экзистенциальный Разум".

 Илья Исаакович Рейдерман - российский поэт, философ, культуролог, музыкальный критик, член Союза писателей России. 
  
   И.Рейдерман:
   "Я хочу ввести понятие Экзистенциального Разума. Если рациональный разум объективен и непосредственно всеобщ по своему содержанию, несмотря на своё функционирование в отдельных головах, то с экзистенциальным разумом дело обстоит не так. Он субъективен, он есть разум, обращённый непосредственно к моей личности, моей жизни, осмысляющий все их проявления. Без него я не могу придать смысл тому или иному поступку (и даже мысли, чувству – понимаемых именно как моя мысль и чувство, как часть интимного мира личности)".
   "...сегодня он является рудиментарным органом, чем-то вроде аппендикса. Просто мы отвыкли им сознательно пользоваться. Тем более, что его оттеснило рациональное сознание, которое буквально оккупировало все сферы нашей жизни, порой не оставив даже заповедника экзистенциального. Рациональное сознание в буквальном смысле подавило экзистенциальное и в известном смысле «вытеснило» его в бессознательное. Хотя психоаналитики об этом, увы, не говорят". 

   Я понимаю это так: экзистенциальный разум (ЭР) не приемлет двоемыслия и потому не способен к лицемерию. Если ученик, внимая учительнице, внушующей ему очевидную неправду, как бы верит ей и одобряет априори, то его ЭР спрятан глубоко в бессознательном, пребывает в состоянии анабиоза, не мешает ему адаптироваться в современном обществе. Если же ученик нервничает, пытается спорить либо впадает в рефлексию, это значит, что в жизни он все-таки использует свой ЭР. 
   Или вот еще пример. Допустим, некий молодой человек уверяет невесту в том, что кроме нее ни одна девушка не может ее заинтересовать физически. Когда же, выйдя на улицу, он тут же невольно заинтересовывается проходящей мимо красоткой, то либо решает признаться в этом любопытном наблюдении своей невесте, сочтя движение души абсолютно природным (осознанный ЭР, экзистенциальная мораль), либо вступает в странную бессознательную игру с самим собой, в которой  непрерывно приходится убеждать самого себя в собственной безгрешности.
   ЭР считается опасным, порочным, неприличным. Пользоваться ЭР под контролем рационального разума (РР) учат в сфере искусства и совершенно запрещено в армии, политике и в сфере управления персоналом. 
   "Ум всегда в дураках у сердца", - говорил Ларошфуко, имея в виду ум рациональный и ум экзистенциальный. 
   Однако РР - это практичность, стабильность, эффективность,  и эта идея усваивается нами еще в детстве. 
   Поэтому совершенно очевидно, что носители осознанного ЭР - чаще всего маргиналы. 
   Всевозможные условности, табу, традиции, устои - все это не воспринимается как данность людьми, использующими ЭР, а стимулирует к размышлению, духовному поиску, творчеству, борьбе. Подмена понятий, происшедшая в детстве, рано или поздно вскрывается, - шаг за шагом происходит осмысление, трансформация, рост личности экзистенциалиста. 
   По сути ЭР - это чистый разум индивида - глаз, которым природа смотрит на мир, врожденный орган познания человека, истинное зрение, отсутствие интерпретации и допущений. Если сравнить устройство познавательной цепи с рефлекторной дугой, то ЭР реагирует по принципу "больно-закричал". 
РР мыслит по правилам большинства. Сигнал "больно" заставляет его обратиться к базе данных для поиска оптимального стандартизированного ответа (напр.: терпи, бей, улыбайся, примени НЛП, обратись в соответствующую инстанцию).
   Общение большинства людей с подавленным ЭР соответствует схемам, предлагаемым родителями, школой, религией, СМИ. Схемы с каждым годом все больше стандартизируются, упрощаются. 
   Общение маргиналов с осознанным ЭР избавлено от стереотипов. 
   Иными словами, экзистенциалист - это вольнодумец.

   И.Рейдерман: 
"Понятно, что именно экзистенциальный разум – есть орган нравственной жизни, именно он ориентирует человека, совершает выбор, побуждает к поступку. В то же время этот разум действует не посредством отвлечённых мыслей в их логической связи, - он действует, переживая, он рефлектирует экзистенциальные переживания. Можно сказать, что именно переживания, осмысляемые в их содержании, и становятся «единицами мысли» этого разума".

     Экзистенция - она всегда рядом, это то, что называют голосом совести.
   Герои, святые, первооткрыватели, вопреки старому порядку несущие человечеству опасные дары - огонь, знания, любовь, - все они, без сомнения, экзистенциалисты, одиночки, маргиналы.
    Ниже приведены отрывки из статьи Ильи Исааковича:

   "Именно с экзистенциальным разумом мы связываем метафорические понятия души, совести, внутреннего голоса. Именно он является внутренним компасом, ориентирующим нас в нашем бытии. Он по природе своей древнее, чем рациональное сознание. С его помощью древний человек решал практические задачи, связанные с проблемами собственного выживания. Решал тогда, когда не умел ещё рационально мыслить, решая задачи на теоретическом уровне, когда он не был ещё вооружён технологиями. И то, что он выжил, и мы являемся его потомками – свидетельствует о том, что со своими задачами он справлялся". 

   "Экзистенциальный разум – есть разум мой, непосредственно мой, а не «всеобщий». Это значит, что он исходит из глубины моего я, из полноты присутствия этого я в мире. Собственно говоря, этот разум «включается» именно в те (увы, не слишком частые) минуты, когда мы максимально присутствуем в мире. Именно эти минуты я и называю минутами подлинности, бытия. Поскольку же мы привыкли к отчужденному безличному существованию, то поводов для спонтанного включения экзистенциального разума всё меньше".

   "Важнейшей особенностью экзистенциального разума является то, что он способен видеть единичное, индивидуальное – именно в их единичности, уникальности. Как написал я в одном шутливом стихотворении: «не обобщай меня – ведь это грех». И однако же, будучи разумом, он каким-то образом «обобщает». То есть не замыкает единичное в самом себе. Каким же образом? Рациональный разум – всякое единичное непосредственно помещает в контексте всеобщего, и потому оперирует понятиями. Экзистенциальный разум всякое единичное – помещает в контексте общения. В том контексте, в котором всякое единичное приобщается к другому, и тем самым не замыкается в себе, как бы «выходит из себя». 
   Экзистенциальный разум – есть разум, реализующий себя, прежде всего, в общении. Но это общение особого рода – оно не обязательно может быть общением, реализующимся в социальном пространстве, оно может быть духовным общением, разыгрывающимся в виртуальной сфере сознания, воображения, духовной связью с чем-то и кем-то. Именно через экзистенциальный разум мы напрямую выходим к проблеме духовного как базовой характеристики человеческого бытия. Социальное общение – исчерпывается социальными связями между людьми, которые могут быть редуцированы к чисто функциональным. И только экзистенциальное общение – происходит в особом пространстве, которое может стать, в случае удачи, пространством нашего общего бытия. 
   Именно общение и ставит вопрос о содержании экзистенциального разума. Это содержание является всеобщим, но лишь в конечном счёте. То есть к этой всеобщности нужно ещё прийти. Я экзистенциально общаюсь с тобой, и нас объединяет не заранее заданное социальное пространство и не заранее заданный контекст так называемой интерсубъективности. Этого для подлинного общения мало – общение может при этих условиях быть и просто формальным, функциональным. Подлинным оно становится, если я хоть в какой-то мере пытаюсь понять тебя. как тебя, и твою собственную «разметку» заранее данного нам общего мира, а ты делаешь то же самое в отношении меня. В таком случае в общении рождается действительная общность, основанная на понимании, постижении друг друга, и образуется «общий мир», который есть как бы суммированный мир твой и мир мой. Общность может быть и большей по размеру. Однако в любом случае речь идёт не о формальном социальном сообществе – а о сообществе в той или иной мере близких людей. Именно такого рода неформальные сообщества – вероятно, будут играть всё большую роль в социуме, в котором даже социальные связи становятся бессодержательными и условными. 
   Но всеобщее содержание экзистенциального разума – возникает не только в результате общения. Оно в некотором роде дано изначально, как своего рода наша (общая для всех) природа. И это ставит нас перед трудными вопросами о человеческой природе, о том, каким образом она существует в нас и может осознаваться экзистенциальным разумом".



Категория: Психогигиена | Добавил: Zdorovyj-Duh (25.05.2013)
Просмотров: 2567 | Теги: разум, Рейдерман, общение, экзистенциальный | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar