Шестое правило психогигиены: управление ситуацией

Золотые правила психогигиены. Правило шестое: управление ситуацией

 

 

Что происходит с вашей психикой, когда вам угрожают? Или если у вас в присутствии большого количества людей что-то не получается? Или когда вам кажется, что над вами смеются? Или, если вам пришлось подумать о чем-нибудь неприятном? Словом, когда внутри вас возникает дискомфорт, неуверенность, тревога, обида, страх, отвращение, – что следует за этим?

Пытаетесь ли вы каким-то образом выбраться из неприятного состояния, уравновесить его, освободиться от негативных эмоций и поскорее «разрулить» конфликтную ситуацию? И главное – как вы это делаете – осознанным волевым усилием или реагируете в соответствии с особенностями вашего характера и устройства личности?

В норме в любых сложных, критических, стрессогенных ситуациях, во время конфликтов, когда возникает необходимость противостоять агрессии или манипуляции, угрожающим личностной самооценке, удовлетворению жизненных потребностей, духовной свободе и психическому здоровью, в человеческой психике бессознательно включаются привычные защитные механизмы. Кто-то вспыхивает и яростно вступает в спор, кто-то впадает в истерику, кто-то хмурит брови и молчит как стена, а кто-то делает вид, что ничего серьезного не произошло.

Задача таких автоматических реакций – уберечь психику от разрушительных воздействий. Поэтому они направлены на переключение внимания, ограждение сознания от неприятных переживаний, смягчение действия стрессогенных факторов, снятие чрезмерного напряжения и т.д.

Так устроена психика любого нормального человека.

Самые примитивные защитные механизмы начинают формироваться еще в раннем детстве. Они проявляются во время конфликтов с другими детьми, носят оберегающий характер и участвуют в формировании моделей поведения. Эти механизмы почти не осознаются и с возрастом практически не изменяются.  В общении с людьми мы часто сталкиваемся с подобными формами психологической защиты.  Вот основные из них.

 

Отрицание

Отказ принимать неприятные мысли, эмоции, существование проблем; отвержение справедливых обвинений, которые человек слышит в свой адрес. Пример: мальчик в споре с ровесником отрицает болезненный для него, хоть и вполне очевидный факт – отсутствие отца. Подобная защита может приносить временное облегчение, но не спасает от постоянно усиливающегося психического дискомфорта. У взрослых она нередко становится причиной психологических проблем: брошенная женщина не верит в окончательный разрыв с мужчиной, и это еще больше осложняет отношения; хронический алкоголик категорически отвергает свой алкоголизм, и это неосознанное отрицание откладывает решение проблемы на неопределенный срок.

 

Регрессия

Уход в детскую реальность, когда человек сбрасывает с себя ответственность за совершенный поступок, отказывается от усилий по решению проблем и демонстрирует детские формы поведения – плач, нытье и т.д. Ему хочется, чтобы его уговаривали, успокаивали, жалели, чтобы кто-то более ответственный решил за него проблемы. Сюда же можно отнести и игру в жертву – когда в любых сложных ситуациях человек пытается выставить себя слабым, беспомощным и незаслуженно обиженным. Такие защиты – порочный круг, она ведет к зацикливанию и инфантильности.

 

Проекция

Приписывание собственных неприемлемых черт, желаний, мыслей или проблем другим людям. Например: бизнесмен, раз за разом терпящий неудачи, вместо того, чтобы более детально продумывать свои действия, винит в своих проблемах партнеров и государство; мужчина, испытывающий сексуальное влечение ко многим женщинам, ревнует свою жену и винит ее в предполагаемых изменах.

 

Вытеснение

Устранение из сознания неприятных воспоминаний. Человек старается не думать о проблемах, требующих решения. Он не предпринимает попыток учиться справляться с ними и со временем как бы забывает о них. На самом деле проблемы, разуметься, остаются и постепенно накапливаются, грозя вылиться в психологический кризис.

 

Это лишь несколько самых известных психологических защит, которые многие люди используют изо дня в день в течение всей своей жизни. Есть и другие, суть которых ясна из названия: избегание, рационализация, лень, обман, жестокость и т.д. Большинство из этих защит исходят из негативных эмоций – страха, стыда, вины, отчаяния и т.д. Они включаются бессознательно и плохо контролируются, но во многом определяют жизненные сценарии. Направленные на ограждение психики от проблем, они сами в большой мере становятся причиной новых проблем.

Привычный самообман, отрицание очевидного, неумение принимать поражения, попытки переложить свою ответственность на других, отказ от собственного мнения, стремление раствориться в толпе, упование на чужие авторитеты и другие защитные механизмы психики ведут к тому, что человек в значительной степени теряет связь с реальностью, становится неадаптированным к жизненным ситуациям и не может справляться с ними один на один.

Между тем, осознание встроенных механизмов защиты психики и грамотное использование некоторых из них помогает эффективно противостоять стрессогенным факторам, быстро уравновешивать психику и ответственно решать проблемы. Это делает психику более здоровой, а жизненный опыт – менее травматичным.

Знаменитый австрийский психолог Виктор Франкл в годы Второй мировой войны потерял всю свою семью и прошел через несколько нацистских концлагерей, одним из которых был легендарный лагерь смерти Аушвиц. В этих жутких местах ему пришлось пережить жесточайшие испытания и невероятные унижения. Многие люди в таких нечеловеческих условиях падали духом, смирялись, деградировали, в буквальном смысле превращались в ходячие трупы, но Франкл не только сохранил присутствие духа, но и нашел возможность самореализации: он продолжил исследования, начатые еще до войны, и этим обогатил свой опыт. Именно здесь он окончательно доработал и испытал на практике свою знаменитую теорию стремления к смыслу как главной движущей силы развития личности.

Кроме того, находясь в застенках концлагеря Терезинштадт, совместно с другими заключенными коллегами Франкл создал подпольный отдел психогигиены. Задачей этого отдела было психологически поддерживать вновь прибывших узников и тех, кто оказывался в состоянии кризиса. Людям помогали раскрыть в себе саногенный потенциал личности, прививали принципы психологической защиты, их обучали активно противостоять разрушительному влиянию лагерной среды. В итоге это спасло от самоубийства и безумия многих людей.

Как же выявить в себе и развить такие защитные механизмы, которые не просто наденут на глаза шоры, убаюкают бдительность и уведут от реальности, а по-настоящему помогут справиться с ситуацией и сохранить при этом ясное сознание и комфортное психическое состояние?

Это возможно, если следовать шестому правилу психогигиены: «Лучшая защита психики от вредных, стрессогенных факторов – осознанное и волевое управление ситуацией».

Усвойте две установки, которые помогут вам понять суть происходящего и выбрать правильное поведение.

Во-первых, никогда не забывайте, что словесно-эмоциональное общение с людьми – это своего рода игра, ведь у каждого человека своя роль, и каждый поступает в силу жизненных предпочтений, даже если сам он винит в этом обстоятельства и других людей. Однажды освоенные защитные реакции весьма стабильны, и в этом смысле люди между собой похожи. Они все обладают определенным характером, который и есть ни что иное, как демонстрация привычных защит. Внимательно наблюдайте за теми, с кем общаетесь. Отмечайте для себя, в каких ситуациях и каким образом люди пытаются защититься.

Разобравшись в защитных механизмах психики других людей, всегда можно предположить, как они себя поведут. Чем чаще вы будете присматриваться к тому, как другие люди проявляют свои психологические защиты, тем скорее поймете, что защиту в разных ее формах используют абсолютно все.

Когда за агрессивным поведением брутального мужчины вы научитесь обнаруживать неуверенного в себе мальчика, а за сотрудницей-сплетницей – нуждающуюся в любви девочку, вы по-новому посмотрите и на этих людей, и на те ситуации, в которых раньше включались психологические защиты в вас самих. Смотрите не на игру слов и эмоций, а на то, что происходит с людьми на самом деле, и со временем ваши защитные механизмы перестанут запускаться автоматически. А это значит, что у вас появится возможность выбирать варианты поведения осознанно.

Во-вторых, откажитесь от неосознанных психологических защит. Не повторяйте старых ошибок. Не врите, не оправдывайтесь, не пытайтесь свалить вину на другого. Используйте только те средства управления ситуациями, которые не изменят ваш объективный взгляд на ситуацию и помогут ею управлять.

К самым надежным и эффективным средства волевого управления ситуациями можно отнести юмор, любознательность, игру по собственным правилам, отстраненность, сублимацию, проектное мышление, активную открытость и любовь.

 

Юмор

Он способен обесценить драматизм происходящего, преувеличенный воображением, и этим снизить тревожность, расслабить. Он как бы утверждает: «Не так страшен черт, как его малюют», – и призывает очистить ум от негатива и мыслить более гибко. Смех, вызываемый юмором, оздоравливающе воздействует на весь организм – способствует облегчению дыхания, снятию мышечного напряжения и выведению стрессовых гормонов, чем приводит психику в более комфортное состояние. Будьте ироничны, мыслите остроумно, находите в острых ситуациях элементы комичного. Однако важно помнить, что, меняя взгляд на ситуацию, юмор может как освободить от влияния ложного убеждения и показать выход, так и наоборот – искривить объективное восприятие реальности и вселить ложный оптимизм. Поэтому, используя юмор в качестве защитного механизма психики, стремитесь побороть с помощью него влияние вредных установок, но, разбираясь в истинных причинах ситуации, в глубине ума оставайтесь серьезным, внимательным и отстраненным.

 

Любознательность

Это важная когнитивная функция психики, мобилизующая другие ее полезные свойства – интеллект, внимание, волю, адаптивность. Любознательность помогает глубже проникнуть в суть ситуацию, обратить внимание на незначительные, но важные детали, которые помогут понять реакции других участников ситуации. Кроме того, любознательность отвлекает внимание от неприятных переживаний, настраивает на решение проблемы и получение полезного опыта.

 

Своя игра

Это действие по собственным правилам, не совпадающим с правилами ситуации. Вы не разделяете панику, не поддерживаете нагнетание ситуации, не съеживаетесь под грозными взглядами соперника, не парируете оскорбления. Вы вообще не проявляете тех ответных эмоций, которые оппонент надеется в вас вызвать. Вы играете в свою игру. Разновидностью такой защиты является так называемая игра в туман. В острой, неприятной ситуации, когда общаетесь с агрессором, критиком или манипулятором, оставайтесь недоступным, неуправляемым. Все попытки нарушить ваше равновесие должны как бы проваливаться в туман. Для этого отвечайте на любые реплики оппонента фразами, якобы подтверждающими его мнение, но на деле отрицающими его. Допустим, кто-то пытается понизить вашу самооценку, подавить вас, запугать и прямым текстом оскорбляет или обличает в поступках, которые вы не совершали. Не спорьте с ним, не поддавайтесь на провокации, а ответьте так: «Да, думаю, для вас это выглядит так». Или так: «Пожалуй, вы имеете право на такое мнение». Безо всяких «но». Во-первых такая тактика в значительной мере ослабит вашу собственную негативную реакцию на агрессию, а во-вторых, даст самому агрессору почувствовать, что его слова не достигают цели, и все его старания напрасны. Таким образом вы окажетесь неуязвимы для него.

 

Отстраненность

Уже сама по себе техника отстранения является эффективным средством уравновешивания психики, и ее можно использовать не только в острых ситуациях, но и в те моменты, когда остаетесь одни. Наблюдайте за происходящим со стороны, оставаясь при этом осознанным. Ощущайте собственное присутствие в бытии и не давайте мыслям доминировать и управлять вашим психоэмоциональным состоянием. Если убрать все условности и допущения, то на самом деле вы – это ваша свободная безымянная душа, стремящаяся к счастью и любви, а не заместитель Ивана Ивановича, мечтающий об отпуске. Научитесь отстраняться от образа.

Оказавшись же в ситуации конфликта, добросовестно играйте отведенную вам роль, но не отождествляйтесь с ней окончательно – попробуйте немного отстраниться от персонажа, участвующего в конфликте. Одновременно вы окажитесь отстраненным и от тех неприятных эмоций, которые сопутствуют конфликту.

 

Сублимация

Это превращение психологического дискомфорта в прекрасное и полезное. Это один из продуктивных защитных механизмов психики. Помогает перенаправить негативную энергию, возникшую в ходе травмирующей ситуации, в творческое или другое плодотворное русло. Хобби, спорт, занятие различными видами искусства в значительной мере защищают психику, помогают забыть о неприятном событии. Они трансформируют психологические проблемы и силу эмоций в «строительный материал», из которого формируются произведения, а то и собственное тело.

 

Проектное мышление

Эту психологическую защиту можно считать одной из самых надежных. Именно поэтому она прививается в качестве едва ли не ведущего навыка в таких лучших учебных заведениях мира, как Оксфордский, Кембриджский и Гарвардский университеты. Говоря по-научному, это системная, генерализованная форма сублимации, когда превращение жизненной неопределенности и психологического дискомфорта в полезный результат носит не спонтанный, а хорошо продуманный, плановый, стратегический характер. Проектное мышление включает в себя осознание и анализ жизненных потребностей и мотивов, разумную постановку целей, критическое осмысление путей к их достижению, тщательный расчет результата, рациональную организацию времени, максимально творческий подход, коррекцию самооценки, эффективный самоконтроль, разумное использование психических ресурсов и т.д.

С освоением психогигиены и наработкой навыков управления ситуацией приходит понимание того, как устроена человеческая психика, развивается способность понимать поступки людей, умение предвидеть и контролировать ситуации и при этом сохранять эмоциональное равновесие и состояние психологического комфорта. Социум больше не представляется таким непредсказуемым и агрессивным, в отношении него нет ожиданий, которые могут быть обмануты, поэтому значительно снижается риск негативных реакций, стресса и развития психологических проблем. При наличии такого опыта психологическая защита может быть ограничена до активной открытости, когда нет необходимости обращаться к специальным защитным механизмам. Открытые, психологически развитые люди в большой мере свободны от страхов, тайных желаний, негативных эмоций и влияния комплексов, поэтому практически неуязвимы для обманщиков, сплетников, манипуляторов и т.д. Непременный спутник активной открытости – жизненная мудрость.

И конечно, в списке осознанных психологических защит нельзя не упомянуть самую совершенную и универсальную из них – любовь. Речь идет не о симпатии или привязанности, а о глубоком трансформирующем состоянии осознанности, ясности, психоэмоционального равновесия, благости и приятия. Истинная любовь – это вершина зрелости человека – акмэ. В этом состоянии он становится максимально свободным от ошибок восприятия, стереотипов мышления и ограничивающих установок. Он психологически здоров, разумен (то есть владеет принципами проектного и здорового мышления), эмпатичен, открыт и позитивен. Стоит также добавить, что системы совершенствования большинства религиозных учений ориентируются именно на этот уровень психического развития.

 

Категория: Психогигиена | Добавил: Zdorovyj-Duh (04.12.2019)
Просмотров: 902 | Теги: как управлять конфликтной ситуацией, как научиться управлять ситуацией, как управлять ситуацией, управление ситуацией, Психологические защиты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar