Психопрактика

Психология комплексов

Блог

Блог "Суть жизни человека, или Психология комплексов"

Гендер

Пол человека или пол-человека?"

Философия

Виды свободы

Архив статей

Когнитивная наука

Искусственный интеллект

Психофизиология

Психофизиологическая экспертиза

Арт-терапия

М.Бахтин: теория карнавала

Мужские комплексы

Мужские комплексы

Категории раздела

Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии [391]

Фант-ЮСАС: Статьи по психологии и философии экзистенциализма

Главная » Статьи » Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии

Футурология: будущее и атеизм


Количество верующих в мире - по крайней мере в развитых, так называемых цивилизованных, странах - сокращается. А число людей, которые открыто объявляют себя атеистами, растет год от года. Такие результаты получила группа американских ученых под руководством Даниэля Абрамса из Северо-Западного Университета и Ричарда Вейнера из Университета Аризоны, проанализировав статистические данные за последние сто лет.

__________

Атеизм традиционно определяется как неверие в существование бога. Таким образом, атеизм предполагает активное отрицание веры в существование по крайней мере одного бога. Это определение не охватывает атеизм, основанный на равнодушии к вопросу о существовании богов. Такое безразличное отношение иногда называют апатеизм.

Существует разница между неверием во всех богов и неверием в конкретного бога. Я не уверен, что первая позиция имеет смысл. Прежде, чем верить во что-то, это «что-то» должно быть известным и понятным. Вера в новых богов может появиться в будущем, и нельзя заранее знать, что будет подразумеваться под этими богами, поэтому нет смысла заранее не верить во всех богов. Кроме того, некоторые представления о Боге настолько запутанны, что являются не многим больше, чем бредом. Как можно верить в «невыразимую основу всего сущего»? Выражение не имеет смысла, и я подозреваю, что те, кто утверждают, что для них это имеет смысл, попросту не знают, о чем они говорят.

Однако, поскольку есть много понятий богов и этих понятий, как правило, имеющих корни в культуре или традициях, атеизм может быть определен как вера в то, что определенно слово, имеющее отношение к богу, не имеет никаких оснований. Таким образом, существует столь же много различных видов атеизма, сколько имен богов.

Некоторые атеисты могут знать о многих богах и отказаться от веры в существование всех из них. Такого человека можно назвать полиатеистом . Все верующие являются атеистами в том смысле, что они отрицают существование всех других богов, кроме их собственного бога, при этом сами не считают себя атеистами. Большинство людей, которые сегодня считают себя атеистами, вероятнее всего, просто не верят в существование местного бога. Например, большинство людей, которые называют себя атеистами в культуре, где доминирует еврейский, христианский или исламский бог, не верят, что есть всемогущий, всеведущий творец вселенной.

_______________________

А может, Бог все-таки нужен?

В 2008 году религиозный фонд Джона Темплтона, который регулярно поддерживает ученых занятых поисками Бога и научными обоснованиями веры, выделил 2 миллиона фунтов стерлингов (более 3 миллионов долларов) на поиски причин, по которым люди становятся религиозными. Деньги осваивает известный психолог из Оксфордского университета Джастин Баррет (Justin Barrett) с многочисленными коллегами из разных стран.
Проект с незамысловатым названием "Почему люди верят в Бога?" был рассчитан на три года. То есть, в нынешнем 2011 году можно ожидать окончательных выводов. Но предварительные - время от времени уже появляются. И они противоречат атеистической математике Абрамса и Вейнера. Полно данных, которые доказывают: религиозность полезна.
_______________________

Барух Спиноза (1632-1677), с другой стороны, определял бога как идентичную природе сущность, имеющую бесконечные свойства. Многие евреи и христиане считали его атеистом, потому что он отверг традиционную богословскую точку зрения на бога и веру в личное бессмертие. Томас Гоббс (1588-1679) также считался атеистом, потому что полагал, что все субстанции материальны, а значит бог тоже материальная сущнось. Тем не менее, ни Спиноза, ни Гоббс не называли себя атеистами.

Эпикур не называл себя атеистом, но он отверг концепцию богов, популярную в Древней Греции. Боги совершенны, говорил он. Таким образом, они не могут быть несовершенными существами, какими их изображали Гесиод, Гомер и другие. Их боги имеют человеческие недостатки, в том числе ревность. Совершенных существ не волнует ничто, в том числе поведение людей. Таким образом, представление о том, что боги будут награждать или наказывать нас, абсурдно. Быть совершенным значит быть невозмутимым. Понятие совершенства, следовательно, требует, чтобы боги быть равнодушны к человеческому поведению. Некоторые отвергли веру в бога по аналогичным причинам. Идея совершенного существа, создавшего Вселенную, является внутренне противоречивой. Как можно усовершенствовать совершенство? Но ведь процесс создания указывает на неполноценность и несовершенство. Если на это возражение можно ответить, возникает другой вопрос: если Бог всеблагой и всемогущий, зло не должно существовать. Поэтому, либо бог всеблагой, но не может остановить зло (значит он не всемогущ), либо бог всемогущ, но позволяет существовать злу (значит бог не всеблагой). Такой аргумент явно не отрицает существование всех богов и имеет значение только в спорах о возможных последствиях, имеющих определенную природу.

Другие отвергли бога, потому что они считают, что концепция поклонения , необходимая для большинства христиан, противоречит понятию всемогущества (Rachels 1989). Концепция всемогущего совершенного существа, вымогающего богослужение от своих творений, кажется абсурдной (поклоняйтесь мне, или я накажу вас!). Кроме того, явно проглядывается антропоморфизм. Мотивация для поклонения богу – только страх или жажда получить награду за поклонение. Как можно любить это жестокое, злое существо? Третьи отвергают веру в бога потому, что они считают писания, используемые для поддержки этой веры, сказками. Некоторые богословы пытались доказать существование бога с помощью библейской идеи о том, что вера непостижима с помощью разума. Отрицание этой идеи еще не есть атеизм. Можно быть теистом и считать, что невозможно доказать существование Бога (агностицизм).

Некоторые христиане считают буддистов атеистами, видимо, по той же причине, по которой они считают таковыми Спинозу или Платона: тот, кто не принимает бога, по определению атеист. Однако отрицать Бога Авраама не значит отвергать всех богов. Также отрицание бога не означает отрицание веры в принцип бытия и добродетели, которой объясняет, почему существует нечто, вместо инчего, и почему все стало таким, каким есть. Отрицание Бога Авраама не аналогично неверию в царство духов, которые бессмертны и не обладают недостатками людей или животных.

Атеисты не отрицают, что люди испытывают мистический или религиозный опыт, в котором чувствуют божественное присутствие или чувство единства и значимости всего во Вселенной. Также атеисты не отрицают, что многие люди испытывают то, что они интерпретируют как божественное присутствие в своей повседневной жизни. Атеисты просто отрицают, что эмоции или нейрохимические изменения мозга, в результате которых появляются такие чувства и переживания, имеют сверхъестественные причины.
__________________

Французский антрополог Паскаль Буайе из Вашингтонского университета в Сент-Луисе отмечает еще одну специфическую особенность человеческого мышления, которая делает нас чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям. Это умение подчиняться лицам, в данный момент отсутствующим. Без этого не смогли бы существовать большие организованные коллективы.
- Какой может быть порядок в иерархически организованном племени, если люди выполняют свои обязанности только в присутствии вождя или родителя? - вопрошает доктор Буайе. - Способность поддерживать отношения с «идеальным образом» отсутствующего человека - полезнейшая адаптация, позволяющая сохранять порядок и соблюдать правила общежития.
В большинстве культур за поведением людей «следят» потусторонние существа - божества. То есть выполняют функцию отсутствующего вождя или родителя.

Таким образом, ученые доказывают, что религия полезна на примерах сообществ прошлого. Но мы живем в другое время, в котором явно наметились иные тенденции. Люди - особенно в западном мире - перестают видеть смысл в религиозности. И уходят из веры. Теряют ли они при этом свою сплоченность? Способность противостоять трудностям? Не проигрывают ли они тем, у кого вера только крепчает? На эти вопросы ученые пока ответов не дают.

Категория: Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии | Добавил: Ок (02.03.2013)
Просмотров: 733 | Теги: Бог, футурология, творец, религия, Всемогущий, атеизм, будущее | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск по сайту

"Я" и Социум

Взаимодействие человека и общества проблемы и перспективы"

Новое на сайте

Инфообщество

Человек в информационном обществе"

Загадки человека

Телепатия в будущем

Гендер

Психология феминизма"

Арт-терапия

Теория катарсиса

Отношения

Когда женщина боится мужчину

Новости блога

Семиотика

Фаллический символ

LI

Статистика