Рождение трагедии Ницше из духа дружбы с Вагнером
 
В 1868 года Фридрих Ницше познакомился с эксцентричным музыкантом и композитором Рихардом Вагнером.
Так непохожий на окружавших Ницше филологов, Вагнер быстро пленил довольно впечатлительного Фридриха, тем более что оба в ту пору были увлечены древнегреческим искусством, оба презирали мещанство, оба идиллически мечтали о государственном переустройстве и возрождении духа нации. Именно из этой дружбы берет начало бунтарский иррационализм Ницше.
 
Будущий философ стал практически членом семьи известного композитора. Ни прежде, ни после этой дружбы Ницше никого так не обожал. В Вагнере он видел и тонкую чувствительную душу, и рассудительность великого мыслителя, и гений творца и талант государственного деятеля. Возможно, Ницше так и остался бы восторженным почитателем таланта Вагнера, если бы эта дружба не разбудила дар, спящий в нем самом. 
 
  В творческой атмосфере, в духе музыки Вагнера формируются взгляды и философские идеи Ницше.
Под впечатлением экспрессивной, драматической музыки Вагнера Ницше создает свой знаменитый эстетический трактат "Die Geburt der Tragodie aus dem Geiste der Musik" - "Рождение трагедии из духа музыки" (с предисловием о Рихарде Вагнере). В этой книге Ницше излагает свои новаторские взгляды на дуалистическое происхождение искусства. Известный исследователь Юнгер называет «Рождение трагедии из духа музыки» одной из главных книг Ницше, ставя ее в один ряд с «Так говорил Заратустра» и посмертным сборником «Воля к власти». 
 
Ницше убежден, что греки нашли в искусстве для себя противоядие от бессмысленности реальности и вызванного осознанием этого факта глубокого пессимизма. Именно в древнегреческом искусстве Ницше возникла, по мнению Ницше, осознанная борьба между двумя великими началами - аполлоническим и дионисийским - противоположными видами эстетического переживания. Ницше вызвал на спор всю немецкую эстетическую традицию, доселе считавшую искусство Древней Греции исключительно светлым - аполлоническим. Концепция Ницше впервые изображает нам иную Грецию - дионисийскую, трагическую, опьяненную мифологией. 
Согласно концепции Ницше, аполлоническое начало, представляющее собой торжественный артистизм и гармонию, порождает такие пластические искусства как поэзия, танец, скульптура, в то время как дионисийское начало — это хаос, опьянение, экстаз, растворение личного в коллективном, что порождает непластическое, иррациональное  искусство - музыку. Именно в этом хаосе происхожит рождение трагедии. 
   В этом диссидентском исследовании Ницше прослеживаются явные параллели с судьбой Европы.
   Аполлоническое начало враждует с дионисийским так же как все искусственное враждует сестественным, обличая все неумеренное и призывая к математической гармонии. И все же эти оба начала не могут друг без друга - они действуют сообща, то дополняя друг друга, то конфликтуя между собой. Их единство и противоположность обнаруживаются, как говорит Ницше, во всех художественных произведениях.
 
   Дружба Ницше и Вагнера длилась не более трех лет. В 1872 году Вагнер переезжает в Байройт, - с тех пор в их отношениях происходит раскол. Вагнер принимает христианские идеалы, потакает публике, и Ницше убежден в его предательстве.
Чем дальше, тем более охлаждаются их отношения, точку же в них ставит Вагнер, публично называя новую книгу Ницше «Человеческое, слишком человеческое» печальным свидетельством болезни написавшего ее. В ответ Ницше пишет следующую книгу - "Казус Вагнера", в которой выражает симпатию к творчеству французского композитора Бизе.
К тридцати годам у Ницше резко ухудшается здоровья - начинаются сильнейшие головные боли, катастрофически падает зрение.  Злоупотребление опиатами (в целях обезболивания) приводит проблемам с желудком. В связи с этим он вынужден оставить преподавание в университете, вся его дальнейшая жизнь становится борьбой с болезнью. В перерывах Ницше пишет книги, в которых выражает свои бунтарские взгляды о воле к власти и сверхчеловеке.
   Именно в состоянии наинизшей витальности, когда Ницше ослаб и стал похож, по его словам, на тень, начинается период настоящего одухотворения его творчества. В состоянии непрерывной головной боли и невероятной слабости рождаются его лучшие идеи, и началом этого этапа можно считать создание "Утренней зари", так напоминающее мажорный аккорд в драматической, исполненной трагического начала, музыке Вагнера. Как бы не трансформировались взгляды Ницше, как бы изменялась терминология, Дионисийское начало, вошедшее в дух его филосмофии с музыкой Вагрена и созданием своей первой книги навсегда вошло в иррациональную философию Ницше.
 

 
Категория: Философия и социальная психология | Добавил: Zdorovyj-Duh (26.02.2014)
Просмотров: 3786 | Теги: книги, взгляды, иррационализм, ницше, Вагнер, идеи, Концепция, из духа, Рождение трагедии | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar