ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

Развитый эмоциональный интеллект: как научиться управлять эмоциями

В классификации человека по пяти ипостасям ("большая пятёрка) интеллектуальное начало - второе после волевого, царственного. Волевое начало само по себе чревато эгоизмом. "Я могу" - удивительное ощущение (удивительнее только "я не смог", а чудо - когда "я буду делать не всё, что могу"). Воля без разума - сумасшествие. Курица без головы. Голову отрубили недавно, курица ещё способна бегать.

К сожалению, человек, у которого воля взяла верх над разумом, сохраняет и голову на плечах, и руки, а иногда и оружие в этих руках. Это очень опасно, потому что своеволие убеждено в том, что чужая воля - хуже. Оно ещё готово процедить Богу сквозь зубы "да будет воля Твоя", но подразумевает - "помоги мне так, как считаешь нужным", "помоги мне навязать другому мою волю, единственную верную".

Разум же сообщает воле, что у других людей тоже есть воля, разум, сердце, в общем, - что другие люди точно такие же, как ты. Так же умны, так же решительны, так же глубоки. Люди не равны ни в чём, кроме человечности. Деньги, возраст, пол, - всё разделяет человечество, а человечность соединяет. Узнаётся это именно разумом. Даже сердце в этом отношении не заходит так далеко - оно даёт любить, но это любовь избирательная и очень часто отравленная высокомерием. Разум же прежде всего остужает голову.

Конечно, разума не существует. Существуют носители разума. Строго говоря, их следовало бы называть интеллектуалами, но тогда всех людей следует признать интеллектуалами, да и интеллигентами. Впрочем, возможно, это не так глупо - считать всех разумными. Ведь все любят свободу, а разум прежде всего борется за свободу человека. Михаил Гаспаров противопоставлял "интеллектуалов" как естественников, борющихся с ограничениями, которые накладывает на человека природа - и интеллигентов, гуманитариев, которые борются с ограничениями социальными. Этому замечательно противоречит факт, который указывает Гаспаров, предлагающий такое толкование: в XVIII века, когда появилась в Англии интеллигенция, слова "оппозиция", "революция" были взяты из словаря астрономов. Английский словарь предлагает считать интеллигенцию "частью нации, способной к самостоятельному мышлению". Автор определения явно не видит в нём парадокса: самостоятельность не может быть у "части нации", она может быть лишь у личности. Хотя исторически, конечно, интеллигенция сперва существовала внутри национального проекта. Всё же это лучшее определение интеллигента, чем у Ярхо ("обладающий жаждой знания выше средней нормы").

 

 


Интеллигент это человек, который выходит из вагона метро не на своей остановке, чтобы дать выйти другому. Интеллектуал – поворачивается боком, делая вид, что читает слишком важную книгу, чтобы дёргаться.
 
ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЕ МЕЩАНЕ
"Большая группа интеллигентных московских мещан обратилась к членам Гос. Думы от Москвы с докладною запискою, в которой просит их в ближайшее же время возбудить в Гос.Думе вопрос об упразднении мещанского сословия, отжившего свой век".

Речь шла, конечно, не о физическим истреблении всех "мещан", а о признании того простого факта, что терминология столетней давности безнадёжно устарела и не отражает реалий индустриального общества. Пьеса Горького "Мещане" была написана в 1901 году, "мещанство" становится синонимом определённых духовных качеств, абсолютно несовместимых с "интеллигентностью". Формально же вполне допустимо словосочетание "интеллигентные мещане". Любопытно, что "мещанствующие интеллигенты" - сочетание, недопустимое ни в коем случае ни в начале ХХ века, ни сто лет спустя.

 Что такое "интеллигентность"? А вот сообщение заканчивается фразой:
"Вместе с тем мещане просят членов Гос.Думы возбудить в предстоящую сессию вопрос об уничтожении паспортов, как документов, "унижающих человеческое достоинство".

Многие ли современные русские, которые гордятся принадлежностью к интеллигентам, решатся хотя бы на кухне признать паспорт документом, унижающим человеческое достоинство? Многие ли просто понимают, что именно несовместимого в паре "паспорт-достоинство"?

 
ИНТЕЛЛИГЕНТ ИЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ

Возможен интеллигентный мещанин, невозможен интеллигентный интеллектуал.

Интеллект отличается от интеллигентности как десять от десяти в десятой степени. Интеллект говорит: "Сейчас полдень". Интеллигентность говорит: "Я думаю, что сейчас полдень ". Интеллигентность не просто думает, она сознаёт логику рассуждений и то, что эти рассуждения могут не иметь абсолютного характера. Благодаря этому, интеллигентность видит ошибки интеллекта - или, точнее, предполагает, что ошибки возможны, вырабатывает средства для их исправления. Простейший пример. Интеллект говорит: "Меня назвали дураком". Интеллигентность говорит: "Мне сказали, что я не понимаю задачи, и мне кажется, что меня тем самым назвали дураком - прав ли я?" Интеллект говорит: "Библия запрещает гомосексуализм". Интеллигентность говорит: "Мне кажется, что Библия запрещает гомосексуализм, но я вижу что само это слово в Библии не употребляется, что многие считают, что Библия запрещает не гомосексуализм, а гомосексуальные отношения, и что явления эти разные". Интеллект говорить: "Это так ясно, что и думать не о чем". Интеллигентность говорит: "Тут есть над чем подумать...".

Об интеллигентности лучше всего говорит кривое зеркало - обзывание "интеллигентский". Безвольный - так со стороны смотрится думающий человек. Вялый. Нерешительный. В милитаристской стране это странные свойства. "Думать некогда, прыгать надо". Поэтому тут человек может написать статью "Почему я не интеллигент", но всё же не решится написать статью "Почему я не интеллигентен" (шутка линвиста В.Григорьева). Мужчина не боится признать себя слабым ("интеллигент" - "слабак"), но именно поэтому мужчина боится назвать себя плебеем, неблагородным, не светским, не аристократом - а в России "благородный" сохранилось лишь в форме "интеллигентный". Причём "благородство" тут понимается не как принадлежность к людям с мечом. Как и во всех культурах, с этого лишь начинается представление о чести, но очень быстро оно подходит к другому:
"Особенность человека — разумность в отношении к природе и humanitas в отношении к обществу, т. е. осознанная готовность заботиться не только о себе, но и о других. На humanitas, на искусстве достойного общения между равными держится все общество. Не случайно потом на основе этого — в конечном счете бытового — понятия развилось такое возвышенное понятие, как «гуманизм». " (Гаспаров).

Равенство - вот симптом и интеллигентности, и гуманизма, и благородства (благородства в наименьшей степени, потому что в самом слове подразумевается, что есть рождение и не "благое", плебейское, низшее). На Западе "интеллигент" не имеет такого значения, как в России, потому что тут и без этого множество аналогичных слов: "джентльмен", "гуманист", да просто "воспитанный человек". Да просто "европеец" - вот и интеллигент. Обидно, конечно, что "какой-нибудь" марокканец, живущий в Амстердаме - интеллигент, поскольку стал европейцем и насколько стал, а образованный русский - не интеллигент, потому что не умеет видеть в других равных себе и видеть своё равенство другим. Обидно, зато ясно. В этом смысле то, что в России интеллигенты до сих пор - отчётливая группа, к тому же меньшинство, лишь показывает, что Россия страна не европейская, и в ней европейского типа люди - маргиналы. Гаспаров в 1999 году сравнил их с людьми, оказавшимися в волчьей стае "с паханом-государем во главе" (и даже обозначил диапазон - от Петра до Ельцина, который в том годе возглавлял стаю). В Европе (немножко такой Европы появилось в России после 1961 г.) интеллигентный человек противостоит мещанину как человек, заботящийся о выживании всех, противостоит человеку, заботящемуся о своём личном выживании. В России же интеллигентный человек противостоит солдату, полковому священнику, генералу, - в общем, целой армии людей, которые заботятся о завоевании всех.

 

Категория: Психогигиена | Добавил: Ок (03.03.2013)
Просмотров: 1200 | Теги: маргинал, Русский, разум, гаспаров, мещанство, интеллектуал, общество, равенство, Воля, Интеллигент | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
avatar