Развитый эмоциональный интеллект: как научиться управлять эмоциями В классификации человека по пяти ипостасям ("большая пятёрка) интеллектуальное начало - второе после волевого, царственного. Волевое начало само по себе чревато эгоизмом. "Я могу" - удивительное ощущение (удивительнее только "я не смог", а чудо - когда "я буду делать не всё, что могу"). Воля без разума - сумасшествие. Курица без головы. Голову отрубили недавно, курица ещё способна бегать.
Интеллигент это человек, который выходит из вагона метро не на своей остановке, чтобы дать выйти другому. Интеллектуал – поворачивается боком, делая вид, что читает слишком важную книгу, чтобы дёргаться. ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЕ МЕЩАНЕ
"Большая группа интеллигентных московских мещан обратилась к членам Гос. Думы от Москвы с докладною запискою, в которой просит их в ближайшее же время возбудить в Гос.Думе вопрос об упразднении мещанского сословия, отжившего свой век".
Речь шла, конечно, не о физическим истреблении всех "мещан", а о признании того простого факта, что терминология столетней давности безнадёжно устарела и не отражает реалий индустриального общества. Пьеса Горького "Мещане" была написана в 1901 году, "мещанство" становится синонимом определённых духовных качеств, абсолютно несовместимых с "интеллигентностью". Формально же вполне допустимо словосочетание "интеллигентные мещане". Любопытно, что "мещанствующие интеллигенты" - сочетание, недопустимое ни в коем случае ни в начале ХХ века, ни сто лет спустя. Что такое "интеллигентность"? А вот сообщение заканчивается фразой: "Вместе с тем мещане просят членов Гос.Думы возбудить в предстоящую сессию вопрос об уничтожении паспортов, как документов, "унижающих человеческое достоинство". Многие ли современные русские, которые гордятся принадлежностью к интеллигентам, решатся хотя бы на кухне признать паспорт документом, унижающим человеческое достоинство? Многие ли просто понимают, что именно несовместимого в паре "паспорт-достоинство"? ИНТЕЛЛИГЕНТ ИЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ
Возможен интеллигентный мещанин, невозможен интеллигентный интеллектуал. Интеллект отличается от интеллигентности как десять от десяти в десятой степени. Интеллект говорит: "Сейчас полдень". Интеллигентность говорит: "Я думаю, что сейчас полдень ". Интеллигентность не просто думает, она сознаёт логику рассуждений и то, что эти рассуждения могут не иметь абсолютного характера. Благодаря этому, интеллигентность видит ошибки интеллекта - или, точнее, предполагает, что ошибки возможны, вырабатывает средства для их исправления. Простейший пример. Интеллект говорит: "Меня назвали дураком". Интеллигентность говорит: "Мне сказали, что я не понимаю задачи, и мне кажется, что меня тем самым назвали дураком - прав ли я?" Интеллект говорит: "Библия запрещает гомосексуализм". Интеллигентность говорит: "Мне кажется, что Библия запрещает гомосексуализм, но я вижу что само это слово в Библии не употребляется, что многие считают, что Библия запрещает не гомосексуализм, а гомосексуальные отношения, и что явления эти разные". Интеллект говорить: "Это так ясно, что и думать не о чем". Интеллигентность говорит: "Тут есть над чем подумать...". Об интеллигентности лучше всего говорит кривое зеркало - обзывание "интеллигентский". Безвольный - так со стороны смотрится думающий человек. Вялый. Нерешительный. В милитаристской стране это странные свойства. "Думать некогда, прыгать надо". Поэтому тут человек может написать статью "Почему я не интеллигент", но всё же не решится написать статью "Почему я не интеллигентен" (шутка линвиста В.Григорьева). Мужчина не боится признать себя слабым ("интеллигент" - "слабак"), но именно поэтому мужчина боится назвать себя плебеем, неблагородным, не светским, не аристократом - а в России "благородный" сохранилось лишь в форме "интеллигентный". Причём "благородство" тут понимается не как принадлежность к людям с мечом. Как и во всех культурах, с этого лишь начинается представление о чести, но очень быстро оно подходит к другому: "Особенность человека — разумность в отношении к природе и humanitas в отношении к обществу, т. е. осознанная готовность заботиться не только о себе, но и о других. На humanitas, на искусстве достойного общения между равными держится все общество. Не случайно потом на основе этого — в конечном счете бытового — понятия развилось такое возвышенное понятие, как «гуманизм». " (Гаспаров). Равенство - вот симптом и интеллигентности, и гуманизма, и благородства (благородства в наименьшей степени, потому что в самом слове подразумевается, что есть рождение и не "благое", плебейское, низшее). На Западе "интеллигент" не имеет такого значения, как в России, потому что тут и без этого множество аналогичных слов: "джентльмен", "гуманист", да просто "воспитанный человек". Да просто "европеец" - вот и интеллигент. Обидно, конечно, что "какой-нибудь" марокканец, живущий в Амстердаме - интеллигент, поскольку стал европейцем и насколько стал, а образованный русский - не интеллигент, потому что не умеет видеть в других равных себе и видеть своё равенство другим. Обидно, зато ясно. В этом смысле то, что в России интеллигенты до сих пор - отчётливая группа, к тому же меньшинство, лишь показывает, что Россия страна не европейская, и в ней европейского типа люди - маргиналы. Гаспаров в 1999 году сравнил их с людьми, оказавшимися в волчьей стае "с паханом-государем во главе" (и даже обозначил диапазон - от Петра до Ельцина, который в том годе возглавлял стаю). В Европе (немножко такой Европы появилось в России после 1961 г.) интеллигентный человек противостоит мещанину как человек, заботящийся о выживании всех, противостоит человеку, заботящемуся о своём личном выживании. В России же интеллигентный человек противостоит солдату, полковому священнику, генералу, - в общем, целой армии людей, которые заботятся о завоевании всех.
| |
| |
Просмотров: 1200 | | |
Всего комментариев: 0 | |