Психопрактика

Психология комплексов

Блог

Блог "Суть жизни человека, или Психология комплексов"

Гендер

Пол человека или пол-человека?"

Философия

Виды свободы

Архив статей

Когнитивная наука

Искусственный интеллект

Психофизиология

Психофизиологическая экспертиза

Арт-терапия

М.Бахтин: теория карнавала

Мужские комплексы

Мужские комплексы

Категории раздела

Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии [391]

Фант-ЮСАС: Статьи по психологии и философии экзистенциализма

Главная » Статьи » Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии

Когнитивная наука: причины возникновения, этапы развития

Когнитивная наука: причины возникновения, этапы развития

  Когнитивная наука – междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта.

  Когнитивная наука возникла как ответ бихевиоризму, в попытке найти новый подход к пониманию человеческого сознания. Помимо непосредственно психологии, у истоков оказалось сразу несколько научных дисциплин: искусственный интеллект (МакКарти), лингвистика (Хомский) и философия (Фодор).

  Когда ученые заговорили о возможности создания искусственного интеллекта, идея аналогии человеческого разума и вычислительной машины начала набирать силу и во многом заложила основные теории когнитивной науки. Процесс мышления сравнивался с работой компьютера, который получает стимулы из окружающего мира и создает информацию, которую можно демонстрировать миру. Помимо символов как результатов контакта нашего разума с внешним миром, объектом исследований стали мыслительные образы (или представления). То есть произошло разделение на "снаружи" (предметы, объекты) и "внутри" (представления). На вопрос существует ли мир, когнитивная наука отвечает: "Нет, но существует наши представления об этом мире". С другой стороны, когнитивизм также вернул декартовский скептицизм и оставил без внимания субъективные переживания и эмоции.

  Франсиско Варела (чилийский биолог, философ и специалист в нейронауках) делит развитие когнитивной науки на три этапа.

   1) 1943-1953 г.г. – Эпоха основателей. Активные естественнонаучные изыскания, сосредоточенные на проблемах, связанных с мыслительными и познавательными способностями человеческого мозга. Идеи, возникшие в те времена, сыграли решающую роль в процессе создания цифрового компьютера.

   2) начиная с 1956 г. – Систематический анализ символов. Исходным элементом этой системы является символ, то есть некий знак, олицетворяющий определенную сущность в нашем мире. Когнитивный процесс или процесс познания считается арифметическим анализом символических представлений, которые обретают физическую форму в мозгу или вычислительном аппарате. Согласно фундаментальной гипотезе, сфера символических представлений не зависит от субстрата, который лежит в ее основе. Иными словами, закономерности, определяющие развитие процесса анализа символов, остаются неизменными вне зависимости от локализации этого процесса в мозгу человека или в системе компьютера.

   3) С конца 70-х годов. Коннекционизм (от английского connection – связь). Повторное открытие идей самоорганизации в области физики и нелинейной математики, совпавшее со стремительным развитием компьютерной техники. Основной предпосылкой коннекционизма является то обстоятельство, что в мозге живого существа не удалось установить наличие аналитической регуляции, равно как и центральной системы переработки информации, которые соответствовали бы строению типичного современного компьютера. В мозге обнаруживаются лишь многочисленные связи между группами нейронов. Таким образом, исходным элементом в рамках коннекционизма считается частица, которая, но словам Румельхарта, представляет собой «somethin close to an abstract neuron» (англ. - нечто подобное нейтральному нейрону). Речь идет о примитивных (не обладающих разумом) «узлах», которые путем «взаимосвязи» образуют своеобразную паутину. Согласно коннекционизму, эта паутина обладает способностью «производить» интеллектуальные операции благодаря взаимодействию отдельных компонентов.

   4) Период функциональных исследований. На смену предположению о том, что внутренние структуры отражают непосредственную реальность внешнего мира, пришла гипотеза, согласно которое единственным условием «конструирования» реальности является система, позволяющая претворять эту конструкцию в эффективные действия.

Этот период можно также назвать вторым периодом систематического анализа символов, к нему относятся первые попытки внедрения методов когнитивной науки в контекст психоанализа. Наиболее последовательной в этом смысле представляется позиция Mark Colby, Robert J. Stoller, сформулированная следующим образом: «Отличительной особенностью когнитивной науки является вычислительная теория разума, в рамках которой мыслительные системы не просто изображаются символами, но и считаются непосредственными производными символов».

Категория: Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии | Добавил: AlexS (23.03.2016)
Просмотров: 345 | Теги: причины, Этапы, История, когнитивистика, когнитивная наука, развития | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск по сайту

"Я" и Социум

Взаимодействие человека и общества проблемы и перспективы"

Новое на сайте

Инфообщество

Человек в информационном обществе"

Загадки человека

Телепатия в будущем

Гендер

Психология феминизма"

Арт-терапия

Теория катарсиса

Отношения

Когда женщина боится мужчину

Новости блога

Семиотика

Фаллический символ

LI

Статистика