Человек – существо социальное, и его отношения с обществом очень тесны: всякая личность формируется под влиянием общества. В свою очередь, общество тоже не может существовать независимо о человека. Оно основывается на понимании его жизненных потребностей, с одной стороны создавая возможность для их удовлетворения, с другой стороны – подавляя их. Нередко возникают ситуации, когда общество с его несовершенной системой законов и правила негативно влияет на эмоциональную сферу человека, его жизненное благополучие и в итоге – на состояние психического здоровья. Современные теории личности стремятся к осмыслению и организации моделей мышления Общество – это хорошо или плохо? Иногда общество способно доминировать над человеком и создавать реальные психологические проблемы, заставляя терпеть несправедливость, жертвовать аутентичностью, отказываться от истинных желаний, притворяться, приспосабливаться, лицедействовать и в итоге – болеть душой. Проблемы эти могут начинаться еще в детском садике и усиливаться по мере перехода из одной социальной группы в другую, со временем приводя к хроническим стрессам, выгоранию и психическим расстройствам. Но представьте себе, какой была бы жизнь, если бы не было общества – того самого жестокого театра абсурда, осмеянного поэтами. Вспомните, например, знаменитый фильм-антиутопию Джорджа Миллера «Безумный Макс»: разрушенный мир будущего и в нем – борющиеся за выживание одичавшие люди. Это история о том, как человечество пожертвовало тем, что создавало многие тысячелетия – общественным устройством и гражданским правом, и опять вернулось в те опасные времена, где царит борьба за выживание, насилие и жестокость, а жизнь человека не стоит ни гроша. Привела ли такая жертва к свободе? По окончании фильма невольно задумываешься: как же все-таки здорово, что мы живем не в таком жутком будущем. Ведь на самом деле общество – не соперник человека, а его величайшее изобретение. Оно – гарант безопасности и благополучия. Общество надежно защищает от дикой природы, кормит, одевает, предоставляет кров, обеспечивает транспортом, спасает от опасных болезней, дает образование и развлекает, когда становится скучно. Без общества мы не могли бы получить и тысячной доли того, что имеем.
Психология поведения человека в обществе Между тем, все блага мы получаем не просто так, а лишь в том случае, если являемся достаточно хорошими членами этого общества. Хороший член общества – не тот, кто знает, что он – умница, и что его обожает мама, а тот, кто принимает общественные правила и со всей ответственностью готов им следовать. Находясь среди себе подобных, люди обязаны подавлять свои внутренние импульсы, тайные желания, сопротивляться искушениям, предпринимать трудные и порой неприятные действия, изгонять нежелательные и навязчивые мысли, постоянно контролировать эмоции и совершенствоваться. В противном случае их сочтут маргиналами. Для некоторых непросто соблюдать эти правила, ведь приходится то и дело ограничивать себя, подчиняться, прогибаться и делать кучу неинтересных дел. Дошкольнику, например, надо собирать игрушки, обедать и ложиться спать в дневное время. Школьнику – рано вставать и идти на учебу, а там целый урок прилежно сидеть за партой. Взрослому – ходить на работу и выполнять нудные задания, которые коварный начальник нарочно придумывает для того, чтобы превратить жизнь в рутину. Разве каждый из них не мечтает, чтобы все было по-другому? Еще как мечтает, однако – что поделать, приходится терпеть. Поэтому между самостью-душой и обществом всегда есть противоречие: что приятно для индивидуума, то часто не одобряется группой. Нельзя на официальном приеме вести себя так же, как у себя в спальне. Впрочем, человек способен привыкнуть ко многим требованиям общества. Такое насилие над собой возможно благодаря встроенной программе самоуправления. Именно оно помогают преодолеть эту психологическую проблему.
Психическое самоуправление и адаптивные способности Психическое самоуправление[1] – это осознанное волевое воздействие на свое психоэмоциональное состояние. Благодаря ему, человек в еще совсем невинном возрасте, как только начинает формироваться личности, приучается подавлять желания самости-души и регулировать свое поведение в среде. Он говорит себе: «Ладно уж, сделаю, как хотят эти взрослые. Может, и для меня от этого будет какая-то польза». Со своей стороны, общество взрослых всегда радо поощрить такую жертву похвалой (а то и пряником), чтобы правильное поведение получше закрепилось в памяти. Так возникает разумная мотивация. Дети, у которых психика от рождения гибкая и которые получают правильное, гармоничное воспитание, умеют себя прекрасно контролировать, поэтому быстро выстраивают достаточно функциональную личность. Такие дети легко приспосабливаются в среде. Оказавшись в группе себе подобных (детский сад), они активно вступают во взаимодействие с ее членами, перенимают эффективные модели поведения и с живым интересом осваивают общественное пространство (играют с другими детьми, выполняют задания воспитателей и т.д.). Когда такие дети осознают, что их действия каким-то образом нарушают групповые стандарты, и другие оценивают это отрицательно, включается «зеркало» психики. Дети реагируют следующим образом. Сначала они задумываются о том, как исправить ситуацию, чтобы восстановить хорошие отношения с другими членами группы (включается личность и «компьютерный процессор»). Разобравшись с этим в силу своих индивидуальных психофизиологических способностей, они принимают решение поступить определенным образом. Для этого они используют исполнительные аспекты психики и в первую очередь – волю («пусковой механизм»). В соответствии с ситуацией они меняют не только внешнее поведение, но и мысли с эмоциями. В этом и заключается гибкость психики. Но есть и такие дети, которые не хотят, не могут или не умеют жертвовать привычками своего субъективного «я» (самость-душа). Ломать и переделывать себя – не для них. У них есть собственная мотивационная система: им дороже и приятнее те состояния, что достались от матери-природы, и те милые привычки, что они приобрели сами, чем те замысловатые, чуждые им ценности, что актуальны в том маленьком сообществе, куда они попали. Такие дети не спешат в сад, чтобы похвастаться там новой игрушкой или поиграть с друзьями в веселые игры, а предпочитают сидеть дома и рисовать красками или заниматься другим любимым делом. Они, хоть и способны общаться со сверстниками, но оказавшись в большой, шумной группе, ведут себя скованно, впадают в ступор или упорно плачут. В новом обществе для них чересчур много правил и ограничений, и это им не по душе. Такие дети часто становятся изгоями, что неизбежно ведет к психологическим травмам, влияющим на всю последующую жизнь.
Расстройство адаптации Неумение эффективно управлять психикой – одна из главных причин того, что человеку трудно приспособиться к обществу и изменениям условий жизни, бороться со стрессами и удерживать психику в равновесии. Такие люди, став взрослыми, не научились наблюдать за собой со стороны, быстро улавливать и анализировать внешние сигналы, адекватно оценивать ситуацию, предугадывать ее возможные исходы и быстро приспосабливать к ней свое поведение. Из-за этого их личность плохо вписывается в условия изменяющейся среды. Такое состояние психологи называют расстройством адаптации. Почему так бывает? Причины разные. Неумение управлять психикой может быть связано с неправильным воспитанием или психической травмой, а может быть врожденным свойством, обусловленным, например, темпераментом или несогласованностью процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Как улучшить адаптацию Что делать, если вы – взрослый человек, а по-прежнему испытываете проблемы с самоуправлением и у вас плохая адаптацией к среде? В этом случае вам надо учиться рационально пользоваться психикой. При выраженном расстройстве адаптации и невозможностью справиться со стрессовым состоянием может потребоваться психотерапия. Кроме того, следует: • повышать свою самооценку; • регулярно соблюдать правила психогигиены; • стремиться быть эмоционально уравновешенным; • адекватно воспринимать внешние сигналы; • интересоваться происходящим вокруг; • осваивать новые жизненные и профессиональные навыки; • улучшать коммуникативные навыки; • овладевать техниками ассертивного поведения; • эффективно действовать.
Приспосабливаться – не значит прогибаться С другой стороны, важно помнить, что развитого умения управлять психикой и способности быстро адаптироваться к среде еще недостаточно для счастливой и благополучной жизни. Ведь прогибаться под мир – это всегда в определенной степени жертва, и жизнь с годами непременно вскроет ее темную сторону, суть которой – утрата аутентификации (того самого «быть собой»). Те, у кого система самоуправления и адаптации развита лучше, действительно способны быстрее ужиться с людьми в коллективе, глубже погружаться в общественную жизнь, регулярно открывать для себя новые горизонты и чаще добиваться успеха. Сначала подобная активность помогает им, но со временем, годам к 40-50, когда меняются жизненные ценности, многие люди из этой категории часто оказываются перед угрозой кризиса[2]. На смену ощущению азарта приходит чувство опустошения и депрессия: жизнь насыщена событиями и она неумолимо пролетает, но где же в ней я? Другие же (то есть те, у кого психическое самоуправление развито хуже) нередко так и остаются плохо приспособленными к среде, поэтому не добиваются высоких результатов в социальном рейтинге. Зато у этих людей больше шансов избежать психических проблем, связанных с кризисом среднего возраста, так как они привыкли больше доверять своей природе. Тем не менее они тоже от него не застрахованы, ведь в жизни у них достаточно много риска заразиться социальными программами-вирусами (хочу большую зарплату, квартиру, машину и т.д.), которые будут им постоянно напоминать, что они лентяи и неудачники. В итоге их начинает одолевать тревога или разочарование: жизнь проходит, а я в ней так ничего и не добился.
Выводы Как видим, встроенная система психического самоуправления – это палка о двух концах. Изменяя свои внутренние состояния и контролируя поведение ради того, чтобы нравиться обществу, можно недоиграть, а можно и переиграть. В обоих случаях есть риск стать несчастливым. Присмотритесь к людям, которых вы знаете. Разочарование, апатия, депрессии, неврастении, психосоматические заболевания, алкоголизм, ожирение, ишемическая болезнь сердца и все прочие неприятные плоды дисгармоничной жизни с одинаковым успехом настигают и тех, кто неплохо приспособлен к обществу, и тех кто его всеми силами сторонится. Отсюда вывод: общество – это механизм защиты и важный элемент психологического комфорта, однако в отношениях с ним надо научиться держаться золотой середины.
[1] Многие психологи путают этот термин с психической саморегуляцией. Разница в том, что саморегуляция – процесс автономный, происходящий без участия сознания и воли. Об этой способности психики я подробно расскажу в следующей главе. [2] Это случается, если они, используя все ту же способность к саморегуляции, не начинают уделять больше внимания естественным состоянием своего субъективному «я» – самости-душе, своим чувствам, ощущениям и телесным желаниям. | |
| |
Просмотров: 726 | | |
Всего комментариев: 0 | |