Михаил Михайлович Бахтин. Теория карнавала

  Карнавализация — теория карнавала, изложенная М. М. Бахтиным в его книге о Рабле (1965). Смысл концепции Бахтина (см. также полифонический роман, диалог) в том, что он применил понятие карнавала, ежегодного праздника перед великим постом, ко всем явлениям культуры Нового времени. Посредством карнавала народная смеховая культура борется со старым мироустройством.

 

В центре концепции карнавала — идея об «инверсии двоичных противопоставлений», то есть переворачивание смысла бинарных оппозиций. Когда народ выходит на карнавальную площадь, он прощается со всем мирским перед долгим постом, и все основные оппозиции христианской культуры и все бытовые представления меняются местами.

Королем карнавала становится нищий или дурак, трикстер (см. также анекдот). И ему воздают королевские почести. Назначается также карнавальный епископ, и кощунственно оскверняются христианские святыни. Верх становится низом, голова — задом и половыми органами (материально-телесный низ, по терминологии Бахтина). Меняются местами мужское и женское (мужчины надевают маски женщин и наоборот). Вместо благочестивых слов слышится сквернословие, площадная брать. Меняются местами сами противопоставления жизни и смерти.

 • Биография. 
Михаил Михайлович Бахтин (1895 —  1975) — русский философ и мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. Исследуя художественные принципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры. Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, мениппея (эвфемизм по отношению к главной и ведущей линии в развитии европейского романа в «большом времени»).
  Михаил Бахтин — автор нескольких лингвистических работ, посвящённых общетеоретическим вопросам, стилистике и теории речевых жанров. Интеллектуальный лидер научно-философского круга, который известен как «Круг Бахтина».  
 
 
Официальная культура лжива, - только смех остался не зараженным ложью, не выродился, не изолгался.
  
В средневековой христианской культуре были живы актуальные языческие мифологические представления, в частности аграрный культ. Для того чтобы «погребенное» в землю зерно дало плод, оно должно было символически умереть, поэтому карнавальные ругательства имеют амбивалентную природу. Когда на карнавале говорят: «Иди в...» — это означает: «Вернись в материнское лоно, в оплодотворяющий хаос материально-телесного низа, для того чтобы после этого очиститься и возродиться».
 
Стихия карнавала до сих пор присуща некоторым традициональным народностям, например банту. Наиболее ярко сохранилась традиция европейской карнавальной культуры в Латинской Америке, и в частности в Бразилии.
В культуре ХХ века карнавал актуализируется вследствие повышения общего интереса к мифу (неомифологическое сознание).
Безусловно, следы карнавала несет на себе ряд эпизодов в блужданиях по Дублину Леопольда Блума и Стивена Дедалуса («Улисс» Дж. Джойса). В «Петербурге» Андрея Белого субститутом карнавала становится стихия светского маскарада. В «Волшебной горе» Томаса Манна карнавал в горном санатории становится кульминацией всего романа. Герой — простак Ганс Касторп делается королем карнавала, хулит ученую премудрость своего педагога Сеттембрини и на одну ночь добивается карнавальной королевы, своей возлюбленной Клавдии Шоша. Стихия карнавала обрушивается на Москву в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» . Воланд и его свита устраивают сначала карнавализованное представление в Варьете, а затем сатанинский бал с элементами карнавала.
 
Стихией карнавала проникнуто большинство фильмов Феллини — «Амаркорд», «8 1/2», «Репетиция оркестра», «И корабль плывет», «Джинджер и Фред».
 
В знаменитом фильме Л. Андерсона «О, счастливчик!» герой, Майкл Тревис, пройдя через все испытания, оказывается на карнавальной площади, где встречаются все герои фильма, и сам режиссер бьет героя по голове сложенным в трубочку сценарием, как будто посвящая его в карнавальные короли.
  Советское ставится Бахтиным на один уровень с христианским: и то и другое есть объект противостояния для смеха как официальная культура. 
 
Подобно другим культурологическим понятиям Бахтина, карнавал прочно вошла в международную теорию фольклора и литературы, а сам «карнавальный король» Михаил Михайлович Бахтин, представивший свою книгу о Рабле в 1966 г. на соискание докторской степени, в духе карнавала получил степень кандидата филологических наук, оставаясь которым и умер в 1975 г.
 
 
 
Категория: Психогигиена | Добавил: Zdorovyj-Duh (04.07.2013)
Просмотров: 18087 | Теги: Творчество, рассуждение, культура, карнавал, бахтин, Теория, карнавализация, сочинение | Рейтинг: 2.7/16
Всего комментариев: 0
avatar