11:16
Настоящее «я» и личность

Человек рождается со своим настоящим «я» – душой, помещенной в белковое тело. Настоящее «я» умеет БЫТЬ и СОЗЕРЦАТЬ. Настоящее «я» смотрит на мир при помощи телесных глаз и других органов чувств, и с каждым днем созерцаемое пространство мира становится все шире, а познание все глубже.

Личности еще нет, она не сформировалась, но все происходящие познавательные процессы работают уже на нее, а вовсе не на бытийствующее и созерцающее «я». Если настоящее «я» - это сама человекодуша, пришедшая в физический мир, чтобы какое-то время в нем бытийствовать телесно, то создаваемая мозгом личность (в определенном смысле она самосоздаваемая) – это будущая познающее-адаптирующаяся сущность, которая поможет человекотелу «вписаться» в человеческое сообщество, и цель этой адаптации – выжить телесно, защититься от хищных зверей и падающих метеоритов.

С первых же дней развития к познанию присоединяется память, которая накапливает уже полученную информацию. Этот запас – источник жизни личности, из информации она будет творить себя. Где хранится эта информация? Нейрофизиологи, нейропсихологии, изучающие мозг, выявили области в коре, которые отвечают за ложь, влюбленность, агрессию, страх, аппетит и т.д., но им до сих пор не известно, в какой части мозга мы прячем накопленную информацию.

   В своей книге «Ветви Ихуа» я описываю шуточную гипотезу, в которой Атлантида, символом которой был дельфин, на самом деле была государством мыслящих дельфинов, которые жили в океане. Возможно вы слышали идею о том, что вся вода, соединенная между собой, является единым молекулярным конгломератом, и в структуре этого конгломерата может храниться информация – так же, как она хранится в электронных накопителях. Представьте себе рабочий стол с множеством ярлыков, каждый из которых «весит» всего 4 Кб. Кликнув по ярлыку, мы с легкостью открываем файл, размером несколько Гб. Точно так же, в моей гипотезе разумные дельфины хранили в своем мозгу лишь ярлыки, указывающие путь к огромному объему информации, хранящемуся в молекулярном конгломерате воды. Это было в еще безлунные времена, о которых говорят предания разных народов мира. Увы, когда луна, влетела в гравитационное поле земли, она, как огромная электромагнитная мешалка, изменила структуру океана и повредила файлы. Дельфины остались такими же разумными, но… без доступа к мировой памяти.

А может, и на самом деле существует внетелесный склад информации о всем на свете, а способность мозга лишь в том, чтобы написать и сохранить в виде ярлыка правильный путь? Мне, как писателю-фантасту, это предположение кажется исключительно фантастическим, годящимся только для сюжета художественного произведения, но как мистик я признаю, что мне самому в жизни нередко приходилось интуитивно узнавать то, о чем я иногда не мог и догадываться («подключался» к информации?). Как психофизиолог, я признаю лишь то, что до сих пор нахожусь в каменном веке. Возможно, понадобятся еще века, чтобы понять, как устроен наш мозг.

Сейчас же мне, как исследователю личности в обособлении от настоящего «я» и настоящего «я» в обособлении от личности остаются феноменология, когнитивная наука и старый добрый метод созерцания.

Феноменология – направление в философии, определяющее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.

Когнитивная наука – междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта.

Созерцание – метод, впервые описанный отцом йоги Махариши Патанджали в Йога-Сутре,  а также в пяти бинду-упанишадах, а затем многократно и в другой так называемой эзотерической литературе.

Нет ни одного из трех перечисленных методов, которые окончательно приняла официальная современная наука, но если бы мы оставили на вооружении только то, что «одобрено окончательно», мы бы остались только с одной физикой.

Теперь кратко о моей теории и моих целях.

Я считаю, что настоящее «я» и личность человека – две различные, независимые структуры. Развивая личность, мы загоняем в тень бессознательного все проявления настоящего «я» (вплоть до лишения себя возможности чувствовать бытийность и созерцать); занимаясь йогой и дзеном, осознавая настоящее «я», при этом считая «ум» (личность) своим врагом, мы дезадаптируемся в обществе, перестаем вносить посильный вклад в его развитие, а значит, работаем против основной идеи общества – защитить человечество от враждебных сил природы (хищные звери, метеориты и т.п.).

Моя задача – обособить понятия «настоящее «я»» и «личность», для того, чтобы дать возможность воспринимать их как две разные, независимые структуры.

Я считаю, что настоящее «я» имеет ту же природу, что и высший разум, Бог, Атман и т.д., о чем говорили Юнг, Кант и др. Система измерения настоящего «я» - здесь и сейчас, абсолют, единое.

Личность, на мой взгляд, состоит из психологических комплексов – осколков нашего настоящего «я» (осколков Психе, по Юнгу), образовавшихся под влиянием травм, полученных нами при столкновении с обществом. «Ударяясь об общество», душа роняет фрагменты, которые превращаются в комплексы – автономные (живые) сущности. Сущностям присущи эмоции, они мыслят; их система измерения – дуализм (прошлое-будущее, хорошее-плохое и т.д.). Первый комплекс образуется в раннем детстве (чаще всего – в анальной стадии); именно он объединяет вокруг себя другие комплексы. Комплексы образуют личность, которая не бытийствует и созерцает, как настоящее «я», играет по правилам общественной игры. Как видите, природа комплексов та же, что и природа настоящего «я», но поведение, свойства – сугубо социальные. Личность вытесняет настоящее «я» из сферы сознательного. Подмена настоящего «я» личностью обеспечивает адаптацию в обществе, но приводит к развитию глубоких экзистенциальных проблем.

Вот что говорил Карл Густав Юнг в 1935 году:

«Вы не можете избавиться от чувств, мыслей. Никто не может сказать: «Я не буду думать», – несомненно, он думать будет. Нельзя сказать: «Я не буду чувствовать», – люди чувствуют благодаря выражению специфической энергии, заключенной в каждой функции, энергии, которая не может видоизмениться».

Из этих слов видим, что на момент этой речи Юнг не осознавал, что настоящее «я» может быть как отождествлено с мыслями, чувствами (сферой личности), так и разотождествлено (обычно я использую слово «отстранено» или «очуждено»)

Мой опыт подсказывает другое.

Однажды (это было около 20 лет назад), в n-ый раз приняв позу лотоса, я закрыл глаза и стал наблюдать за тем, что происходит перед моим «внутренним взором». Я прикладывал усилия к тому, чтобы процесс осознанности оставался непрерывным. Это длилось час или два. И вдруг произошло отстранение. «Я» стал самим собой – созерцающим бытием, которое не могло ни думать, ни останавливать мысли. Я был – и не прекращался, это был феномен, не похожий на то, что происходит в нашей личностной жизни – там не было страхов, привязанностей, времени, но присутствовало ощущение вечности, настоящего, всезнания, блаженства. И это не были ощущения, которые я почувствовал впервые в жизни. Такие ощущения – частые проблески в нашей жизни, это похоже на оргазм, на приятный вздох облегчения, на состояние после тяжелой физической нагрузки, на засыпание, но в медитации это ощущение было во много раз более «чистым».

Личность параллельно тоже присутствовала, у нее была паника, и она вытолкнула меня из сознания.

Позже я много раз повторял этот опыт. Мне знакомы состояния, когда одновременно в сфере сознательного пребывают и настоящее «я», и личность. Она перестанет паниковать, если ее приучить к мысли, что она – не враг (как, впрочем, и не хозяин человека). Для того чтобы найти баланс между экзистенциальным (настоящее «я») и личностным необходима работа с комплексом-лидером, формирующим личность, а для этого требуется соответствующая переоценка моральных ценностей, общественных понятий.

Кстати, иногда меня читают люди, не знакомые с йогическими практиками, но имеющие специальные знания или общие представления в психиатрии. Описанный пример одновременного присутствия «я» и личности не является шизофренией. Шизофрения – это раздвоение личности, то есть когда в иерархии комплексов появляется еще один комплекс-лидер, который пытается «тащить одеяло на себя». Шизофрения – проблема, не имеющая никакого отношения к настоящему «я». Случаи контроля над своей шизофренией, о которых все слышали, и один из которых показан в фильме «Игры разума», объясняются как раз участием созерцательно-отстраняющей способности настоящего «я».

 

 

Просмотров: 1073 | Добавил: Zdorovyj-Duh | Теги: личность, настоящее я | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 71 2 3 4 5 6 »
avatar
1
1 Стэн • 11:43, 06.04.2016
1. Очень хорошо запомнил то отступление про дельфинов и бушменов , хотя читал года три назад. Ну, версия о том, что память хранится за пределами нашего мозга время от времени возникает в ученом мире. Мозг это же не жесткий диск, идет постоянное обновление, а если так то где вообще там хранить информацию?
2. А почему ты не привел в пример свою любимую шутку: ум стой, раз-два. ))
avatar
0
2 Zdorovyj-Duh • 11:51, 06.04.2016
Ну... когда это я был командиром ума? surprised
1-1 2-2 3-3 4-4 5-5 6-6
avatar