Как раз в тот момент, когда вы решили, что сегодня у вас будет замечательный день, ваш начальник начинает придираться и кричать на вас на глазах у притихших сотрудников, заставляя вас почувствовать себя униженным и молча краснеть или отчаянно выдумывать жалкие оправдания. Разумеется, на работе допустимы некоторые эмоции, тем не менее, существуют пределы тому, что приемлемо во взаимоотношении с людьми, а что нет. Крикливый босс – разновидность токсичного психопата, попадающая в категорию «так быть не должно». Несмотря на то, что могут быть причины, заставляющие вас соблюдать субординацию и вести себя как подчиненный (такие как необходимость удержаться на рабочем месте или ожидание повышения зарплаты), их существование вовсе не значит, что вы должны изо дня в день терпеть истерики крикуна. Итак, как постоять за себя, если кричит начальник.
Шаг первый. Не включайтесь в эмоциональную игру Прежде всего, сделайте все возможное, чтобы сохранить психоэмоциональное равновесие. Само собой, это легче сказать, особенно, если ваш начальник ревет прямо на вас из-за стола в конференц-зале. В этом случае включаются встроенные механизмы защиты – либо драться, либо бежать. Запретите в себе обе эти реакции. Помните о невербальных реакциях – взгляде, выражении лица, позе. Любые проявления ответной агрессии или страха будут только способствовать обострению ситуации и ни в малейшей степени не помогут вам. Кроме того, человек, вышедший из эмоционального равновесия, теряет способность рационально мыслить и вести разумную дискуссию. Скажите себе: «Пусть хотя бы один из нас должен быть взрослым, и лучше, если это буду я». Независимо от того, как ведет себя начальник, дайте ему возможность остыть. Отстранитесь от ситуации и представьте себе, что между вами и вашим начальником – толстая стеклянная стена. Одновременно с этим расслабьте мышцы и сконцентрируйтесь на телесных ощущениях – это поможет сохранить эмоциональное равновесие. Так вы сможете подойти к следующему шагу с холодным, ясным рассудком.
Шаг второй. Проанализируйте ситуацию Сосредоточьтесь не на эмоциях, а на теме высказываний. Ваше последующее поведение должно быть осознанным и зависеть от истинных причин, по которым кричит начальник. Вы действительно виноваты? Или все же из вас пытаются сделать козла отпущения? А может, у начальника накопились личные психологические проблемы, и он выливает свой гнев на первого попавшегося? Если это так, не принимайте гнев начальника на свой счет. По характеру проявляемой агрессии психологи выделяют три типа боссов. • Во-первых, возможно, ваш начальник – просто слишком эмоциональный человек, которому не хватает самоконтроля, поэтому малейшее разочарование выводит его из себя. • Во-вторых, он может оказаться авторитарной личностью, которая руководствуется на тактике, основанной на страхе. Таким людям крайне не нравится, когда их авторитет ставится под сомнение. • В-третьих, возможно, он испытывает патологические желание кричать, заставляя людей чувствовать себя униженными.
Шаг третий. Выберите адекватный вариант решения проблемы Перечисленные выше три типа личностей – носители разных комплексов и психологических защит. В случае с первым лучше всего подождать – вскоре он сам, возможно, испытает чувство вины и попытается оправдаться и загладить ситуацию. Ваши попытки форсировать события только заставят его усилить защиту (в данном случае это будет продолжение агрессии). Со вторым типом нужна другая тактика. Задавайте вопросы, проявляйте активность – покажите, что вы заинтересованы в разрешении ситуации и достижении результата. Третий тип – психопат. Лучший способ для вас – найти новую работу. Если этот вариант вас не устраивает, вам придется побеспокоиться о том, чтобы ваш начальник перестал нарушать дозволенные границы.
Шаг четвертый. Действуйте ассертивно Вы должны рассказать о вашем отношении к ситуации и своей позиции. Не забудьте напомнить о своих правах. При этом соблюдайте вежливость, сохраняйте достоинство и демонстрируйте уверенность в себе. В этом суть ассертивного поведения. Если вам не нравится, что на вас кричат, так об этом и скажите. Но не пытайтесь обвинять начальника в неправильном поведении. Помните: ваша задача – не месть, а компромисс. Выражайте собственные мнения, убеждения и приоритеты, но при этом не критикуйте, ведь другие – в том числе, разумеется, и ваш начальник – люди вправе думать иначе. Дайте также понять, что вы несете полную ответственность за свои действия и сами умеете оценивать свои поступки. При этом вы не обязаны не перед кем извиняться или оправдываться. Кроме того, вы, как и все люди, имеете право на ошибку и даже на нелогичные решения и сами отвечать за их последствия. Если вы будете вести подобные разговоры, в которых вместо агрессии или самоуничижения продемонстрируйте позицию партнерства, вас станут воспринимать соответственно, и это непременно отразится на поведении начальника по отношению к вам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Позитивная агрессивность: эффективный инструмент управления конфликтными ситуациями Полезно для здоровья психики: Все статьи о здоровом мышлении
| |
| |
Просмотров: 871 | | |
Всего комментариев: 0 | |