Принцип активности: действуй и совершенствуйся

Здоровое мышление: принцип активности

Психика подобна зеркалу – она способна отражать реальность, в которой находится человек. Психическое отражение – активный процесс, зависящий от многих свойств психики, прошлого опыта, эмоционального состояния, жизненных ситуаций и т.д. Благодаря этому, личность человека способна активно развиваться, а также влиять на окружающий мир и активно его преобразовывать.

Принцип активности в психологии – пример

Представьте себе: в одном городе живут два мальчика – Сережа и Боря. Они незнакомы друг с другом, но обладают примерно одинаковыми физическими и умственными способностями и имеют схожий психотип. И оба идут в первый класс.

Родители Сережи хорошо зарабатывают, у них дружная, благополучная семья, позитивный взгляд на жизнь, множество увлечений, высокие цели и – что очень важно – системный подход к их достижению. Заботясь о будущем сына, они отдали его в престижную школу, а еще – на репетиторство по английскому, французскому и в музыкальную школу.

В свободное время оба родителя с удовольствием занимаются его воспитанием. Вместе смотрят познавательные фильмы, обсуждают книги, играют в развивающие игры и планируют путешествие, которое состоится во время летних каникул.

Сережа еще маленький, но уже отлично усвоил, зачем ходит в школу: он мечтает стать таким же умным, развитым и уверенным в себе человеком, как папа, а для этого надо много и старательно учиться. По крайней мере, когда его спросила об этом репетитор по английскому, он, не задумавшись ни на секунду, выдал ей именно такой ответ.

Иногда, конечно, Сереже бывает нелегко, потому что нагрузка большая. Случались и естественные приступы лени, и даже проявления упрямства, но с помощью родителей мальчик учится уверенно преодолевать трудности. Важно вот что: он не просто послушно и добросовестно выполняет указания взрослых – шаг за шагом Сережа открывает свои способности.

А как он радуется своим маленьким победам! С каждым месяцем у него появляется все больше мотивов. В итоге Сережа заканчивает первый класс с похвальной грамотой и у него проявляются способности к языкам.

Правда, музыка не очень дается – слух не идеален, поэтому родители говорят: если хочешь, можно поискать другое занятие, и они решают вместе подумать об этом на каникулах.

Родители с удовольствием отмечают, как у сына обогатился словарный запас, развилась сообразительность, улучшилась память, возросло чувство ответственности и уверенности в себе. Буквально за год из малыша Сережа превратился в увлеченного школьника, которому интересно жить.

Второй мальчик – Боря – живет вдвоем с мамой. Чтобы прокормить, одеть, обуть их маленькую семью, она работает на двух низкооплачиваемых работах.

Недавно мама порвала отношения с мужчиной, с которым несколько лет безуспешно пыталась создать семью, поэтому часто бывает подавлена или раздражена. Боря каждый вечер слышит, как она жалуется на жизнь.

Приходя домой, мама почти весь остаток времени тратит на быт, но все же считает своей обязанностью заниматься ребенком, поэтому поздно, перед самым сном, проверяет, как он выполнил задание. Если находит в тексте ошибку – заставляет все переписывать. А ошибки бывают регулярно.

Хоть Боря и неглупый мальчик, но когда он делает задание, его внимание становится рассеянным, ведь учеба – самая скучная вещь на свете. От того и почерк ужасный, и отвращение к учебнику, и сонливость. И лишь одна мысль его немного активирует – как бы не допустить ошибку. И, конечно, он ее допускает.

После маминой проверки Боря снова механически переписывает текст, снова делает ошибку, и тогда мама кричит, а иногда даже плачет от бессилия. От этого Боря еще больше ненавидит учебу. В итоге первый класс он заканчивает с низкими оценками, и самая низкая из них – оценка самого себя.

Из этих двух примеров мы видим, что развитие возможностей психики заложено в ее активности: чтобы открывались ее способности, она должна работать. Уровень этой активности, в свою очередь, зависит от целого ряда факторов – таких, как задатки, социальное окружение, сила воли, интерес, мотивы, здоровое мышление и т.д.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Полезно для здоровья психики: Все статьи о здоровом мышлении

Как развить психику

При наличии высоких врожденных психофизиологических способностей, благоприятном стечении обстоятельств и соблюдении режима велика вероятность, что уровень активности будет достаточно высоким для того, чтобы обеспечить человеку реализацию и комфортную жизнь.

Представьте себе, например, что вы родились в богатой аристократической семье, у вас хорошая наследственность, высокий врожденный интеллект, и вы постоянно находитесь в условиях, максимально благоприятствующих вашему развитию. Вы много учились, но при этом всегда соблюдали режим труда и отдыха. Благодаря вашим целенаправленным действиям и поддержке близких, вы обогатили возможности своей психики, и, скорее всего, уже умеете искусно ею управлять.

Но что делать, если вам не повезло и ваше детство прошло в условиях, похожих на те, в которых рос мальчик Боря из примера выше?

Ответ однозначен: упорно наверстывать упущенное. Несмотря ни на что. Даже если память плохая, семья неблагополучная и денег не хватает. На помощь всегда могут прийти скрытые резервы и здоровое мышление. Особенно, если вы следуете принципу активности.

Последний заключается в следующем. Чем больше человек расходует энергии, тем интенсивнее включаются механизмы ее накопления, а целенаправленный перерасход сил приводит к их перенакоплению, то есть к расширению возможностей. Хотите стать совершеннее – регулярно делайте сверхусилия.

 

Принцип активности существует не только в психологии

В биологии этот же механизм называют принципом развития. Именно на нем основан и режим тренировок спортсменов, и способ развития интеллекта у студентов высших учебных заведений, да и вообще любое совершенствование.

Вспомните олимпийский девиз – «Citius, altius, fortius!», что значит – «Быстрее, выше, храбрее!». Вместо обычных ста килограммов спортсмен заставляет себя поднять сто десять – и делает он это через дозированное[1] сверхусилие. Такое упражнение приводит к компенсаторному росту мышечной ткани. Мускулы крепнут, и через какое-то время спортсмену уже не надо будет совершать сверхусилие, чтобы поднять тот же вес.

То же касается воли, интеллекта, внимания, памяти. Студент должен потратить час или несколько часов времени на усиленное, сосредоточенное осмысление той теоремы, которую ему задали усвоить. В это время тренируются его когнитивные способности, а в мозге формируются новые нейронные сети, которые останутся навсегда. Если теорема хорошо усвоена, в следующий раз подобная интеллектуальная задача будет решена в гораздо более короткое время и с меньшими энергетическими затратами.

Каждый человек устроен так, что чем больше он получает знаний и осваивает навыков, тем лучше развиваются его психофизиологические качества и тем выше уровень его психической энергии. В этом его принципиальное отличие, например, от батареи гаджета: в процессе использования батареи ее емкость может только уменьшаться. Но человек с каждой достигнутой целью открывает в себе все больший потенциал. И такую особенность надо расценивать как подарок природы.

Даже многолетний «…опыт полетов в космос привел специалистов к заключению, что для того, чтобы летать в космос, не нужно обладать какими-то неординарными способностями; необходимо иметь хорошее здоровье и целеустремленность, т. е. устойчивые мотивы к этой деятельности».[2]

 

Чем больше человек расходует энергии, тем интенсивнее включаются механизмы ее накопления, а целенаправленный перерасход сил приводит к их перенакоплению, то есть к расширению возможностей. Хотите стать совершеннее – регулярно делайте сверхусилия.

 

Понимание этого простого, но архиважного принципа открывает для каждого из нас широкие возможности. Ведь это и есть решение той задачи, о которой мечтал физиолог Павлов. Мы действительно можем управлять своим потенциалом, для того он нам и дан, поэтому все в наших руках. Главное – находить мотивы и действовать.

 

Александр СОЛОВЬЕВ

 

[1] Дозирование сверхусилий – важное правило развития: за каждым сверхусилием непременно должны следовать расслабление и отдых.

Категория: Здоровое мышление | Добавил: Zdorovyj-Duh (27.11.2019) | Автор: Принцип активности
Просмотров: 568 | Теги: принцип активности, принцип активности в психологии, здоровое мышление, как развить психику, здоровая психика | Рейтинг: 4.6/5
Всего комментариев: 0
avatar