Психопрактика

Психология комплексов

Блог

Блог "Суть жизни человека, или Психология комплексов"

Гендер

Пол человека или пол-человека?"

Философия

Виды свободы

Архив статей

Когнитивная наука

Искусственный интеллект

Психофизиология

Психофизиологическая экспертиза

Арт-терапия

М.Бахтин: теория карнавала

Мужские комплексы

Мужские комплексы

Категории раздела

Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии [391]

Фант-ЮСАС: Статьи по психологии и философии экзистенциализма

Главная » Статьи » Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии

Профессиональный отбор и медико-психофизиологическая экспертиза

Профессиональный отбор и психофизиологическая экспертиза - тест на профпригодность

Вопросы психофизиологической экспертизы

Методика ПФЭ. Тесты. Четыре группы профпригодности

► Зачем нужна психофизиологическая экспертиза?

► Порядок прохождения психофизиологической экспертизы (важная информация)

► На что обращает внимание врач-психофизиолог во время проведения психофизиологической экспертизы

► Группы профотбора (профпригодности) - основная информация

► Нормативные документы, регламентирующие проведение психофизиологической экспертизы в Украине


    Проблеме профессиональной ориентации уделено достаточно внимания. В широком понимании профессиональный отбор включает в себя изучение социальных характеристик человека и уровня его общеобразовательной и специальной подготовленности, а также медицинское и психологическое обследование. Медицинская экспертиза выявляет лиц, которые по состоянию здоровья и уровню физического развития могут успешно овладеть той или иной профессией и в течение длительного времени эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Психологический отбор направлен на изучение тех психических и психофизиологических качеств личности, которые определяются требованиями конкретных профессий или специальностей, способствуют успешному их овладению и эффективной последующей деятельности.
Для проведения подобных мероприятий существует законодательная база. Например, сейчас не примут на работу специалиста без прохождения им обязательного медицинского осмотра перед началом трудовой деятельности на данном предприятии и в процессе труда (так называемая диспансеризация), а для некоторых специальностей еще и предусмотрен обязательный психофизиологический контроль (ст. 5 Закона Украины „Об охране труда”, приказ Минздрава и Госнадзорохрантруда от 23.09.1994 року № 263/121). Существуют определенные медицинские критерии для отбора на различные специальности, выработана схема и процедура проведения психофизиологической экспертизы при отборе на работы, например, с повышенной опасностью, на транспорте и при других видах деятельности. Судя по публикациям в прессе, научной литературе такая работа, и немалая, у нас в стране проводится. Ведь ни для кого не является секретом, скажем существование медицинского отбора при призыве в армию, прохождение психологического тестирования для отбора на работы в определенных ведомствах, отдельных учреждениях. Практика проведения подобных мероприятий способствует четкому отбору лиц для последующего трудоустройства по определенным специальностям. Казалось бы все довольно просто и понятно. Но почему-то при таком отлаженном механизме строгого профессионального отбора мы наблюдаем сплошь и рядом всплеск аварий, катастроф, опасных ситуаций на транспорте, производстве. Наверно здесь имеются какие-то особенности, не учет которых приводит к подобным явлениям?
    Принятая сейчас четырехуровневая система оценки профессиональной пригодности, где лица с четвертой группой профотбора не допускаются к выполнению сложных видов деятельности, носит условный характер. Не секрет, что те, кто имеет, например, третью группу профотбора, могут приближаться ко второй или четвертой группе, а кто имеет вторую – к первой или третьей. А если учесть, что границы между группами носят условный не жестко регламентированный характер, то, как можно предугадать годность того или иного индивидуума к операторской деятельности, не учитывая другие индивидуальные возможности человека?

    
В Украине создан единый Центр психофизиологической экспертизы в Киеве с многочисленными  филиалами на периферии. В настоящее время у нас вся медико-психологическая экспертиза строится по допусковому принципу: «здоров – не здоров, годен – не годен». Реальное состояние здоровья операторов, запас ресурсов здоровья, тенденции их изменения абсолютно не интересуют экспертов по той простой причине, что они строго и пунктуально выполняют требования соответствующих документов. А в соответствии с требованиями этих наставлений предусмотрен только допусковый контроль. Получается, что врач-эксперт в данном случае выступает в роли полицейского с жезлом, регулирующим движение. Если человек здоров – «зеленый свет», если есть патология – «красный». Также и в профотборе. Попал в І-ІІ группы профпригодности – годен, ІІІ группа — условно годен, IV группа – не годен. А вот, например, в одном из летных учебных заведений был проведен эксперимент по соответствию групп профотбора с данными тренажерной подготовки. Результат оказался потрясающим. Курсанты с группой профотбора ІІІ-б, но с оценкой тренажерной подготовки „4-5”, в дальнейшем оказались более перспективными летчиками, по сравнению с теми, кто имел группу ІІ, ІІІ-а, но средний балл на тренажере у них был «3». Отсюда простой, но важный для экспертов вывод – определяющим в перспективе овладения профессией является не голый набор показателей психологического тестирования, а комплексные значения, характеризующие состояние здоровья, уровень развития профессиональных качеств, психофизиологическую готовность к определенному виду деятельности, и, что самое важное, способность к развитию этих компонентов.

    В этом отношении показателен такой пример. В одном авиационном подразделении столкнулись с проблемой низкой готовности курсантов к овладению летным мастерством. Была поставлена задача летчикам-инструкторам путем целенаправленной воспитательной работы, тренировками на специальной аппаратуре развить у испытуемых необходимые психофизиологические навыки. В итоге, в 40% случаях наблюдалось повышение набранного количества баллов по психологическим тестам при проведении независимого тестирования.
    Вообще, мы хоть и говорим, что медицинская и психофизиологическая экспертизы являются компонентами профессионального отбора, но почему-то они проводятся порознь. Это все правильно, но психика и «соматика» едины, поэтому, следуя философской категории единичного и целого, следует наверно, все же учитывать состояние физического, психического здоровья, психофизиологических свойств личности комплексно. При таком подходе, например, у нас не вызовет удивления повторное проведение психологического тестирования. Ведь не вызывает ни у кого спора факт, если имеются негативные показатели лабораторных или инструментальных данных у испытуемых при первичном медицинском обследовании, давать экспертное заключение после повторных исследований или консультаций определенных специалистов. При установлении же психологического портрета личности, как правило, ограничиваются однократным исследованием. И никто в момент психологического тестирования не поинтересуется объективным состоянием здоровья пациента в момент обследования. Вот вам пример. У одного курсанта летного учебного заведения перед психологическим тестированием при оценке субъективного самочувствия по методике «САН» — «самочувствие, активность, настроение», этот показатель был 3,8 балла из максимальных 7. В анкете он указал на сонливость, вялость при пробуждении после сна. Данные психофизиологического тестирования были на уровне ІУ группы профотбора. Он был направлен в медицинский пункт, где у него было определено преболезненное состояние. После лечения, при повторном психофизиологическом тестировании его результаты соответствовали ІІ группе профотбора. А сколько было случаев, когда на медицинской комиссии абитуриенту для уточнения рефракции закапывали в глаза атропин, и он на следующий день с расширенными зрачками проходил психофизиологическое обследование.

    И вообще при грамотном подходе к профессиональному отбору вся медико-психологическая экспертиза должна проводиться в два этапа. Основная задача медицинского, психофизиологического отбора первого этапа состоит в выявлении лиц, которым, вследствие их индивидуальных психологических особенностей, уровня здоровья противопоказана определенная деятельность. Целью психофизиологического, медицинского отбора на втором этапе является выявление лиц, обладающих наиболее высоким уровнем развития профессионально значимых психических, физических качеств для такого рода деятельности. Именно психофизиологический отбор должен рассматриваться как составная часть мероприятий по комплексной оценке профессионально значимых особенностей организма человека, дополняющая медицинские обследования, уровень знаний, физическое развитие индивидуума. И это не новость, такой подход к психофизиологической экспертизе, например, существует в парашютном спорте.

    А, чтобы быть настоящим экспертом, определяющим степень годности к определенному виду деятельности, необходимо очень тонко разбираться именно в этом виде деятельности. В начале статьи не зря приведена ссылка на существование взаимосвязи между структурами в системе «человек-машина». Поэтому, например, авиационный врач в США ежегодно должен налетать в качестве пилота не менее 100 часов. Никто не призывает наших экспертов водить поезда, управлять кораблями, но знать специфику работы, психофизиологические особенности деятельности, куда проводится отбор, необходимо. Простой пример. Абитуриент поступает в летный вуз, картавит. Как оценить его пригодность? А у него первая группа профотбора, он кандидат в мастера спорта по трем видам спорта? В этом случае создается комиссия из летчика, диспетчера, ЛОР-врача и в барокамере изучается, как испытуемый на высоте в 3000 метров ведет радиообмен. Вот правильное решение проблемы. Или такой пример. Исподволь принято такое мнение, что если у летчика, летающего на маневренных самолетах, например, «чуть-чуть» ухудшилось здоровье, его, чтобы не терять профессиональной пригодности, можно перевести на вертолеты или в транспортную авиацию. Так, и поступают. Действительно, скорости на транспортном самолете, вертолете не те, что на высокоскоростных самолетах, нет таких перегрузок. Но, почему-то, забывают, что эти транспортные летательные аппараты не оборудованы средствами спасения (катапультой), у вертолетов сильный шум, вибрация, они малоустойчивы. И по этим показателям летчику делают медвежью услугу, у него вместо продления летной деятельности быстрее прогрессируют патологические изменения. И ведь никто не поинтересуется о его психическом здоровье, каково летчику, переучившемуся с самолетов, где он был единственным пилотом, например, на транспортные самолеты, где три, четыре члена экипажа, как он воспринимает психологический климат в многоместном экипаже?

    Вообще у нас вся психофизиологическая, медицинская экспертиза проводится путем выявления индивидуальных психологических свойств личности, уровня здоровья индивидуума, его физических качеств и на основе этих данных определяется годность для определенного рода деятельности. То есть учитывается только личный, а не человеческий фактор, а ведь последний проявляется именно в процессе деятельности в системе «человек – техника – среда». Деятельность оператора, характер его взаимодействия с авиационной, корабельной, железнодорожной, автотранспортной техникой должным образом не изучаются. Вопросами эргономики, если и занимаются в научно-исследовательских институтах, то недостаточно. Свидетельство этому – исключение из перечня специальностей, которые утверждает Высшая Аттестационная Комиссия Украины, для защиты диссертаций, научной специальности: «Авиационная, космическая и морская медицина». А результат — Скныливская авиационная катастрофа, Ожидовская железнодорожная авария, ряд аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте, увеличение числа автомобильных катастроф.
 

 
    На современном этапе научно-технического прогресса возникают такие проблемы воздействия человека и техники, игнорирование которых может плачевно отразиться на дальнейшем развитии цивилизации. Так называемый «человеческий фактор» в современном производстве, на транспорте, становится одним из важнейших условий, от которых зависит эффективность и надежность использования техники.

     Основоположник кибернетики Н.Винер о проблеме рационального взаимодействия человека и машины писал: «… одна из великих проблем, с которой мы неизбежно столкнемся в будущем, это проблема взаимодействия человека и машины, проблема правильного распределения функций между ними…». Не вдаваясь в подробности изучения «машинного» компонента системы «человек – машина – среда», рассмотрим роль человека в этой системе с позиций эргономики. Сама сущность эргономики состоит в системном решении задач эффективности деятельности специалистов за счет рационального учета психологических, физиологических, анатомических характеристик человека в процессе создания и эксплуатации образцов техники.

    Значит, все дело состоит в профессиональном отборе. К специалисту должны предъявляться определенные требования к его знаниям, умениям, навыкам, психофизиологическим, анатомическим характеристикам, уровню здоровья.
 

 
Идея дня: чипировать всех людей при рождении
 
   Американская писательница-фантаст Элизабет Мун предлагает присуждать всем людям штрих-коды при рождении, пишет ВВС. С уникальным чипом, который невозможно поменять, люди чувствовали бы больше ответственности за свои поступки. 
   «Если бы я была императрицей Вселенной, я бы приказала, чтобы у каждого был постоянный уникальный идентификационный номер – штрих-код, если хотите. Встроенный чип, чтобы просто, быстро и недорого опознавать людей. Он бы прикреплялся к каждому при рождении: навели на новорожденного сканер – чип готов». 
   От такого штрих-кода, по мнению писательницы, много пользы. Например, воюющие солдаты могли бы легко отличать солдат противника от мирных людей, и это предотвратило бы много ошибок, которые стоят жизней невинным людям. Анонимность была бы невозможной, и это повысило бы ответственность людей не только в военное время, но и в мирной жизни, считает она.
 
 
     психофизиологическая экспертиза
группы профотбора
группы профпригодности
Категория: Библиотека статей по психологии, философии, футурологии и антиутопии | Добавил: AlexS (03.12.2012)
Просмотров: 14615 | Комментарии: 1 | Теги: скачать, вопросы, психофизиологические, экспертиза, онлайн, тест, тесты | Рейтинг: 3.0/6
Всего комментариев: 1
avatar
1
Да-да, пожалуй, стоит людей превратить в роботов, а еще лучше - в зомби, а предел мечтаний - в зомби-робото-рабов, которые не-едят-не-пьют-ничего-не-просят, а только выполняют команды, а после этого тихо умирают. Не оставляя мусора. Во имя императоров и президентов...
avatar

Форма входа

Поиск по сайту

"Я" и Социум

Взаимодействие человека и общества проблемы и перспективы"

Новое на сайте

Инфообщество

Человек в информационном обществе"

Загадки человека

Телепатия в будущем

Гендер

Психология феминизма"

Арт-терапия

Теория катарсиса

Отношения

Когда женщина боится мужчину

Новости блога

Семиотика

Фаллический символ

LI

Статистика